Земля наносит астероидам ответный удар

Не вызывает сомнений, что падение астероида на Землю повлечет катастрофические последствия. Однако американские ученые продемонстрировали, что и наша планета  умеет "огрызаться", сотрясая приближающееся к ней небесные тела. Об этом защитном механизме "Правда.Ру" побеседовала с сотрудником Института космических исследований Борисом Морозовым.

200025.jpegПрофессор планетарных  наук Массачусетского технологического университета Ричард Бинзель выдвинул предположение, что Земля оказывает огромное влияние на приближающиеся к ней астероиды, причем ощущается оно на большом расстоянии. Расчеты ученого показали, что, приближаясь к Земле на расстояние, равное четверти пути от нее до Луны, астероид подвергается сильной встряске - своеобразному сейсмическому воздействию.

Подобное астероидотрясение приводит к частичному разрушению небесного тела. Поднявшаяся с его поверхности пыль оседает в виде рыхлого грунта - реголита. Именно этим веществом покрыта поверхность многих планет Солнечной системы и Луны. Обновленные таким сотрясением астероиды были прозваны "свежими".

Читайте также "Огненный дождь Геменид"

Они давно интересуют ученых, так как содержат в себе разгадку природного парадокса: все астероиды, приближающиеся к Земле, имели бледно-серую окраску, а во внутренней части Солнечной системы наблюдаются небесные тела красноватого оттенка. К ним же относится и большая часть (около 80 процентов) астероидов, падающих на поверхность нашей планеты.

Теория Бинзеля хорошо объясняет, как под воздействием гравитационного поля Земли астероид подвергается встряске и трансформируется. В качестве доказательств ученый провел спектральную проверку 95 небесных объектов, расположенных в околоземной области (в пределах 50 миллионов километров от нашей планеты). Просчитав их траекторию за последние 500 000 лет, профессор Бинзель показал, что 75 таких астероидов в прошлом прошли на сверхблизком расстоянии от Земли, из-за чего 20 из них превратились в "свежие".

Сравнение траектории выявленных "свежих" астероидов с другими  исследованными объектами показало общую закономерность - небесный скиталец подвергается сейсмическому  возмущению в том случае, если проходит на расстоянии менее 16 радиусов Земли (что равно четверти пути от поверхности нашей  планеты до Луны). При этом многие из них в ходе такой встряски изменили свою первоначальную траекторию.

Продолжив изучение других небесных тел, относящихся к  группе околоземных объектов (NEA), Ричард Бинзель сделал два новых открытия в истории Солнечной системы. Во-первых, оказалось, что образование реголита началось менее одного миллиона лет назад, так что это вещество можно считать по галактическим меркам юным.

Второе открытие оказалось куда более интересным, поскольку касается не только общенаучных  вопросов, но и каждого из нас. Бинзель доказал, что за этот миллион лет четверть всех нынешних NEA-объектов прошла на очень близком расстоянии от Земли, но не упала на нее. Ученые считает, что в современные расчеты вкралась непредумышленная ошибка - никто и представить не мог о сейсмическом воздействии Земли на пролетающие астероиды. Перерасчеты, по мнению профессора, приведут к переоценке рисков в меньшую сторону.

200026.jpegСмотрите фоторепортажи в разделе "История, наука"

Кроме того, стало  известно, что часть обследованных  объектов прошла мимо нас на расстоянии одного-двух земных радиусов, но, вопреки установившемуся в массовом сознании мнению, не привела ни к  каким катастрофическим последствиям.

Механизм астероидотрясения еще до конца не понятен ученым, как и тот факт, что оно происходит на определенном расстоянии от Земли. Астрономам предстоит выяснить, как этот процесс связан с ускорением полета астероида, его массой, формой и плотностью покрывающего поверхность небесного тела грунта-реголита.

"Правда.Ру" спросила у сотрудника Института космических исследований РАН, кандидата физико-математических наук Бориса Морозова о том, как теория Ричарда Бинзеля может изменить представление о рисках столкновения Земли с астероидами.

"Предложенный сценарий описывает процесс, но не предлагает никаких конкретных объяснений его  механики. Без сомнений, это новое и перспективное направление  исследований, которое еще предстоит освоить.

Делать какие-то конкретные выводы пока рано - предположение свежо и интересно, но требует доработки. Правда, у нас есть возможность на практике проверить действенность теории, когда в 2029 году астероид Апофис приблизится к Земле на указанное в теории Бинзеля расстояние. До этого момента можно будет опираться только на гипотезы и компьютерное моделирование".