"Внутренняя политика" царства растений

Представителям царства животных известно, что такое родственные узы. Забота о кровных родственниках является одним из факторов эволюции и влияет на развитие и выживаемость всего вида. Биолог Сьюзен Дадли уверена, что подобные чувства присущи и растениям, которые ведут свою тайную социальную жизнь. "Правда.Ру" поинтересовалась у биолога Юрия Карпенко, как "внутренняя политика" мира флоры может повлиять на человеческую жизнь?

156404.jpegДолгое время было принято считать, что растения - лишь пассивные жертвы судьбы, которые не способны повлиять на окружающий мир.

Однако теперь ученые убеждены в обратном. Дело в том, что недавно биологи узнали об уникальных социальных способностях растений, которые ни в чем не уступают представителям животного мира.

Эта новая область исследований еще полна вопросов, но уже сейчас биологи говорят о том, что растения могут образовывать своеобразные "семьи", в которых существует опека над подрастающим поколением и защита от угрожающего соседства или непрошенных гостей.

Читайте также "Штрих-код для тараканов и роз"

Одним из главных сторонников фитосоциологии является биолог канадского Университета МакМастер Сьюзен Дадли. В недавно опубликованной научной работе она рассказала о том, как представители одного из видов бальзамина - Impatiens Pallida - распознают своих родственников, посаженных рядом.

Оказалось, что это цветковое растение умеет контролировать рост своих корней, регулируя затрачиваемое на это количество энергии. Когда бальзамин посажен рядом с сородичами, он старается не мешать их росту, и его корни уходят в землю неглубоко.

А те представители семейства, что росли одни или же в окружении других растений, старались разветвить свою корневую систему как можно шире и быстрее. Сьюзен Дадли считает, что это не что иное, как проявление "родственных чувств", подобных тем, которые демонстрируют млекопитающие и птицы.

Однако сама идея наличия в растительном мире социальных отношений принята далеко не всеми учеными, поэтому открытие канадского биолога вызвало жаркие дискуссии.

Для доказательства своей теории Дадли провела еще один эксперимент, который демонстрирует связь между растениями, обитающими вместе. Для опыта были взяты ростки резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana) - цветок из семейства капустных.

Резуховидка Таля - очень распространенный объект для биологических исследований. Эти растения способны самоопыляться, обладают коротким и простым геномом, а полный срок их произрастания не превышает шести недель.

Каждое растение было высажено в собственный изолированный горшок, после чего на него воздействовали секрецией из корней другого представителя вида.

При этом ученые заметили, что скорость роста корневой системы у подвергшихся обработке замедлялась пропорционально объему вводимой секреции.

156405.jpegИнтригующая особенность этого опыта в том, что все растения были изолированы друг от друга и "не имели представления" о существовании соплеменников. Вместе с тем, они продемонстрировали способность распознавать химические сигналы собратьев и реагировать на них.

Не отстают в исследованиях и студенты Сьюзен Дадли, которые обнаружили, что ряд деревьев произрастает лучше и быстрее в непосредственной близости от своих "родителей".

Противники теории фитосоциологии считают, несмотря на присутствие таких явных признаков общественного взаимодействия растений, что эти механизмы не играют особой роли в их повседневной жизни и не могут считаться важным фактором естественного отбора.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к ботанику, доктору биологических наук Юрию Карпенко с вопросом - существует ли в действительности социальная жизнь в царстве растений?

"Идея сообщества в растительном мире является скорее гипотезой, хотя и подтвержденной частично строгими научными доказательствами. Однако исследования в этом направлении продолжаются - они выделены в особое направление под названием фитоценология.

В рамках этой дисциплины изучаются взаимоотношения растений в сообществах, которые были описаны впервые еще более ста лет назад польским ботаником. При этом рассматриваются связи не только внутри одного биологического вида, но и в составе целых растительных формирований - например, мангровый лес или субальпийские луга.

У подобных исследований большие перспективы. В случае удачного доказательства гипотезы о социальной связи в мире флоры, мы сможем определять идеально сочетающиеся виды растений. Такие тандемы пригодятся в работах, подобных укреплению почвенного слоя или реставрации земельных участков".