Вокруг измерения скорости гравитации разгорается скандал

Первый в мире успешный эксперимент, в ходе которого удалось измерить скорость распространения гравитации, попал под растущий вал критики. Скептики утверждают, что на самом деле в эксперименте проводились измерения не скорости распространения гравитационного взаимодействия, а всего-навсего скорости света, что на сегодня никакой новизны не представляет.

В эксперименте по определению скорости распространения гравитационного излучения, поставленном в сентябре минувшего года Эдом Формалоном и Сергеем Копейкиным, измерялось отклонение электромагнитного излучения далекого квазара в гравитационном поле Юпитера. При этом непосредственно измерялась временная задержка сигналов квазара, вызванная изменением траектории лучей в гравитационном поле планеты-гиганта. 7 января этого года, после обработки полученных результатов, ученые объявили, что скорость гравитации равна (в пределах погрешности) скорости света.

Однако Клиффорд Вилл (Clifford Will), эксперт в вопросах экспериментальной проверки теории относительности из университета Вашингтона в Сент-Луисе, заявил, что методика эксперимента, предложенная Копейкиным, порочна. Его собственные вычисления показывают, что даже если скорость гравитации и отличается от скорости света, связанное с этим различие в скорости прихода сигналов все равно зарегистрировать не удастся. Его критический анализ эпохального эксперимента доступен в Интернете.

Однако г-н Копейкин не сдается. В письме, направленном Виллу и редакции The Astrophysical Journal, утверждается, что Вилл ошибочно использовал обычное статичное приближение для гравитационного поля Юпитера. По словам Копейкина, его собственное динамическое описание гравитационного поля, предложенное им еще в 1999 году, в данном случае было бы более уместным.

Вилл, в свою очередь, утверждает, что Копейкин и Формалон не поняли сути его доводов. "Я уверен, что в поставленном ими эксперименте измерялась отнюдь не скорость гравитации, и мои вычисления исчерпывающе демонстрируют это", — подытоживает он.

"Аккумулятор новостей"

О международной обстановке побеседовали в передаче "Необычная неделя" главный редактор "Правды.Ру" Инна Новикова и журналист, радиоведущий, блогер, писатель и общественный деятель Армен Гаспарян.