ДНК покажет мишкину мать

Шотландские ученые планируют сравнить ДНК найденных останков пещерного животного с его возможным потомком – белым медведем. Обнаруженные при подобном анализе сходства дадут представления о том, как эволюционировали крупные хищники, а также позволят точно реконструировать внешний облик пещерного жителя.

В 1927 году в Пещерах Костей возле шотландской деревни Инхнадамф были обнаружены останки множества древних млекопитающих, датированные периодом 47000-18000 лет д.н.э. Среди них был череп доисторического хищника – пещерного медведя. В 1995 году в более глубоких пещерных ходах был найден скелет этой же особи.

Именно из черепа пещерного медведя будет изъят образец ДНК древнего животного, которая, по предположению генетика Серидвел Эдвардс, во многом совпадет с ДНК современного полярного медведя. «Белый медведь – единственный представитель своего семейства, сохранившийся до наших дней, - рассказывает доктор Эдвардс. - Лично я буду сильно удивлена, если найду существенные различия между современным животным и его древним предком».

Серидвел Эдвардс – специалист по генетическому анализу ископаемых останков – умеет по цвету и структуре кости определять пригодность останков к исследованию. Поэтому выбор пал на череп Инхнадамфского медведя – многочисленные останки пещерного хищника, найденные в других местах Европы, не содержат его полной ДНК.

Причиной того, что не все кости подходят для проведения анализа, является вымывание. Вода постепенно протекает сквозь останки, вынося с собой органическую материю. Такие вот «выпотрошенные» скелеты позволяют получить представление только о внешнем виде существа.

Главным результатом планируемого исследования станет ответ на вопрос, который давно занимает палеонтологов: «Какая из ветвей современных медведей является потомком найденного животного?». Если будет доказано родство Инхндамфского медведя с полярными обитателями, тогда обозначится самая южная граница ареала обитания белых хищников. Если же генетическое сходство найдено не будет, то его родственниками признают бурых медведей.

Пещеры Костей в Инхндамфе до сих пор скрывают от палеонтологов многочисленные тайны. За 100 лет, которые ученые потратили на изучение пещер, было совершенно множество крупных научных открытий. Так в 1995 году там было обнаружено кладбище с захоронениями первобытных людей. Анализ радиоактивного изотопа углерода показал, что четверо похороненных обитали 4515 - 4720 лет назад.

Кроме того, в Инхндамфе был найден целый скелет еще одного медведя, предположительного являющегося предком наших бурых или белых современников. Все найденные останки доисторических жителей хранятся в Шотландском Национальном музее.