Птицы помогли ученым раскрыть секрет любви

Любовь — прекрасное чувство. Но в чем ее биологический смысл? Вольфганг Форстмайер из Института орнитологии Общества Макса Планка в Зеевизене (Германия) и его коллеги считают, что знают ответ на этот вопрос. В этом им помогло наблюдение за двумя сотнями зебровых амадин. Эти птицы, подобно людям, склонны образовывать моногамные семейные пары.

Казалось бы, для получения потомства достаточно всего лишь полового влечения. Но почему и люди, и пернатые склонны тратить столько времени на выбор спутника жизни и так сильно привязываться к нему? До недавнего времени это оставалось непонятным. Команда Форстмайера провела простой эксперимент: в большую клетку запускали примерно сотню самок зебровых амадин и столько же самцов. Им позволяли свободно общаться друг с другом до тех пор, пока птицы не выбирали себе пару.

После этого ученые делили подопытных пернатых на две равные по числу особей группы. Одна из них состояла из тех, кто сам выбрал себе "вторую половинку". Во второй группе пару птицам выбирали экспериментаторы.

Как выяснилось, наличие естественной привязанности прямо влияло на количество выжившего потомства. Так, в парах, где самки сами выбирали себе самцов, в итоге рождалось и выживало на 37 процентов больше птенцов, чем в парах, образованных при помощи исследователей. Также в таких "семьях" яйца в три раза реже оказывались неоплодотворенными, разбитыми и потерянными, чем во второй группе.

У амадин из второй группы птенцы гораздо чаще умирали в первые два дня после рождения. Дело в том, что в таких парах самцы уклонялись от ухода за потомством, в отличие от их собратьев из первой группы, куда вошли "счастливые" семьи.

Получается, что любовь дает особям эволюционное преимущество. Если самец и самка питают привязанность друг к другу, они более внимательно относятся к своему потомству, что увеличивает его шансы на выживаемость и позволяет обеспечить передачу своих генов максимальному количеству потомков.

По всей вероятности, то же самое происходит и у людей, считают ученые. Любовь привязывает партнеров друг к другу и способствует выращиванию большего количества детей. А это на руку эволюции.

Само чувство любви тоже возникает не на пустом месте. Оно обусловлено рядом биологических факторов. Профессор Университета Сиракузы Стефани Ортиг утверждает, что при влюбленности задействовано сразу 12 областей мозга, что способствует выработке таких химических веществ, как допамин, окситоцин, адреналин и вазопрессин, вызывающих у человека состояние эйфории. Кроме того, любовное чувство воздействует на сложные познавательные функции, такие как мысленное воображение и образное мышление.

Американские ученые выяснили, что чувство любви благотворно действует на человеческий организм. Происходит это благодаря выработке гормона окситоцина. Его зовут также "гормоном любви", так как именно он отвечает за эмоциональную привязанность между влюбленными.

В состоянии влюбленности мы менее болезненно реагируем на стрессовые ситуации, быстрее оправляемся от различных недугов и восстанавливаем силы после физических нагрузок. Кроме того, взаимная влюбленность укрепляет иммунитет.

Но почему же мы не влюбляемся в каждого встречного? И на это у ученых есть ответ. Биологическим существам свойственно подсознательно выбирать тех, от кого они смогут получить наиболее качественное и жизнеспособное потомство. Как правило, это особи, которые обладают определенным набором физических качеств. Так, большинство женщин предпочитают мужчин с ростом выше среднего и развитой мускулатурой, поскольку на подсознательном уровне чувствуют, что дети от них будут более здоровыми.

А мужчин, вопреки моде на "плоских" худышек, чаще все-таки влечет к женщинам с большой грудью, широкими бедрами и тазом, так как подобное строение тела гарантирует полноценное зачатие и вынашивание потомства, а также рождение здоровых детей. Также нам больше нравятся внешне привлекательные представители противоположного пола не только по эстетическим причинам: как доказала наука, отсутствие дефектов внешности указывает на "правильную" генетику и хорошее здоровье.

Полигамия, видимо, все же не предусмотрена эволюцией, так как мы все-таки "бросаемся" не на каждого, кто обладает подобными качествами. Когда мы встречаем партнера, максимально соответствующего нашим подсознательным критериям отбора, в мозгу запускается целый комплекс биохимических реакций. И именно это мы называем любовью. Так что любовь — это не что иное, как катализатор, способствующий эволюционному развитию.

Борис Лордкипанидзе: "Любовь, секс и партсобрания"