Ультрамикробактерия как образец внеземной жизни

Среди разнообразия микроорганического мира встречаются абсолютно крошечные создания, способные просачиваться через любые стерилизационные фильтры. Американские ученые считают, что подобные микробактерии, обладающие возможностями для жизни в экстремальных условиях, могут обитать и за пределами Земли. Мнением об этом предположении "Правда.Ру" поинтересовалась у кандидата биологических наук Виталия Куликова.

Новый вид микроорганизмов, получивший название ультрамикробактерия Herminiimonas Glaciei, был обнаружен совсем недавно под толщей ледников Гренландии. Как показали исследования, эти создания провели сотни тысяч лет во льду на глубине три километра.

Ученые из Университета штата Пенсильвания определили, что, несмотря на прошедшие тысячелетия, бактерии остались живыми и их можно разбудить. После восстановительного периода – семь месяцев при температуре два градуса Цельсия – биологи "растормошили" микроорганизмы и заставили их строить колонии, размер которых в двадцать тысяч раз меньше клеток человеческого организма.

Читайте также " Лунные колонизаторы будут дышать грунтом "

Об ультрамикробактериях очень мало информации. В настоящее время науке известно лишь четыре вида подобных созданий, в то время как эволюционисты считают, что их по крайней мере в тысячу раз больше. Почему же тогда они до сих пор не открыты?

На этот счет есть целый ряд теорий, которые, в принципе, сводятся к единому тезису – ультрамикробактерии слишком малы для целенаправленного поиска. Они могут обитать в любой влажной среде – морской и пресной воде, грязи и почве. Для созданий их размера не существует ни естественных, ни искусственных преград, поэтому микробактерии свободно просачиваются везде.

Вместе с тем, ряд замечательных свойств этих микроорганизмов заставляет ученых присмотреться к ним повнимательнее. Особенно интересны они астробиологам. Способность переносить экстремальные условия, сокращать и увеличивать количество потребляемой пищи без потери функций и умение впадать в анабиоз делают их объектом ряда научных экспериментов.

В первую очередь, микробактерии интересуют исследователей в качестве потенциального носителя жизни во Вселенной.

Ультрамикробактерия как образец внеземной жизни
Не исключено, что они, подобно спорам, распространяются по просторам космоса, а значит, их можно найти на самых разных планетах. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию, необходимо изучить земных представителей этого вида микроорганизмов и разработать методы их обнаружения в окружающей среде.

Кроме того, на примере ультрамикробактерий ученые исследуют способность живого существа впадать в анабиотическое состояние. Сейчас биологи Университета штата Пенсильвания проводят ряд экспериментов, которые должны установить – возможно ли перенести способность бактерий к "мнимой смерти" на органическое клетки, в том числе и человеческие.

"Правда.Ру" обратилась к кандидату биологических наук, сотруднику Института общей и экспериментальной биологии СО РАН Виталию Куликову , чтобы узнать мнение российских ученых о потенциальной роли ультрамикробактерий в процессе формирования внеземной жизни:

"Мы даже представить себе не можем, как будет выглядеть инопланетная форма, которую мы встретим на других планетах. Любые попытки предсказания подобны гаданию на кофейной гуще и столь же эффективны.

Однако кое-какие предположения все же можно выдвинуть. Это относится и к ультрамикробактериям, которые, действительно, имеют очень мало природных ограничений к распространению. Пускай шанс обнаружить за пределами Солнечной системы именно их не велик, но отказываться от исследований в этом направлении не следует.

Здесь, на своей родной планете, мы в силах внимательнее присмотреться к необычным созданиям, которые могут оказаться обитателями других миров, – например азото-фосфорные бактерии или обладатели зеркально закрученных аминокислот (подобно оболочке вируса сибирской язвы). А уж такие привычные для Земли организмы, как ультрамикробактерии, в обязательном порядке должны быть изучены и описаны.

Что же касается способностей этого класса микроорганизмов впадать в анабиоз, то возможность переноса такой способности на живую клетку выглядит маловероятной. Механизмы существования бактерий подчиняются другим законам биохимии, нежели поведение органических клеток. Вместе с тем хочется верить, что подобная передача функций, рано или поздно, но будет осуществлена".