Сюрприз эволюции: человек слился с вирусами

Большая часть человеческого генома представлена так называемым "мусорным ДНК" - свободными обрывками генетического кода. Последние исследования международной научной группы показали, что существенная часть этого материала образована ДНК различных вирусов. "Правда.Ру" побеседовала с генетиком Петром Галушным о предназначении этих излишков.

199465.jpegПод руководством профессор биологии Седрика Фескотта из Техасского университета группа ученых из США и Японии обнаружила, что в геноме человека и некоторых млекопитающих цепочки ДНК содержат вставки вируса Борна, репликация и трансмиссия которого может происходить внутри клеточных ядер. Вместе со своим японским коллегой профессором Кейзи Томонага из Университета Осаки, Фескотт предполагает, что подобные вкрапления являются причиной шизофрении и других психических заболеваний человека.

Вирус Борна получил свое название по немецкому городу, где в 1885 году была зафиксирована вызванная им эпидемия. Эта форма энцефаломиелита практически полностью истребила лошадей прусской армии, превратив ее кавалерию в пехоту. Переносчиками вируса Борна (BDV) являются птицы и домашние млекопитающие, однако долгое время считалось, что эта инфекция не опасна для человека.

Читайте также "Стволовые способности витамина С"

Лишь в 1996 году американские медики доказали, что болезнь Борна поражает и людей. Страдающие этим заболеванием подвержены постоянной депрессии, имеют проблемы памяти, а также нарушение восприятия внешнего мира. Вирус Борна по-своему уникален - его РНК-последовательность поражает только нейроны головного мозга, создавая перманентный очаг инфекции в голове носителя.

Тогда же тайваньские генетики показали, что в семьях людей, пораженных вирусом Борна, велик процент больных шизофренией и другими психическими расстройствами. Теперь новое исследование позволило установить, что опасное заболевание оставляет свой след в геноме человека, что и провоцирует появление психических отклонений в последующих поколениях.

Исследовав 234 энкриотических генома (то есть генома, которые удалось полностью расшифровать), Фескотт и его коллеги обнаружили признаки BDV у многих млекопитающих. Кроме того, генетики обнаружили механизм, позволяющий этим РНК-элементам вируса Борна внедряться в хромосомы человека, перенесшего это заболевание, что ведет к последующим мутациям нервной клетки.

Особое внимание Фескотт и Томонага уделяют тому факту, что гипотеза о влиянии вируса Борна на риски заболевания психическими расстройствами может быть проверена опытным путем - экспериментами над нервными клетками человека. Если открытие подтвердится, это станет еще одним доказательством влияния генетических мутаций на психику и послужит отправной точкой для выработки принципиально новых методов лечения шизофрении.

199466.jpegОдновременно с этим ученых волнует еще один вопрос, связанный с вирусными умственными заболеваниями. В конце XX века было выдвинуто предположение, что ослабление умственных способностей сопровождается нарушением иммунитета, а это открывает путь другим вирусам и лавинообразно поражает организм. Подтверждение разрушительных свойств встроенных  в ДНК последовательностей вируса может подтвердить правоту этой теории американского профессор неврологии Йена Липкина.

Подробнее об этом "Правда.Ру" расспросила генетика, кандидата биологических наук Петра Галушного.

"Когда появляются сообщения о том, что расшифрован геном того или иного живого создания, это не означает, что генетики наконец-то все про него поняли. Излишние куски ДНК остаются по-прежнему непознанными, а все заложенные в них возможности и опасности - не менее загадочными.

На примере вируса Борна можно сказать, что как такового строгого научного доказательства его влияния на шизофрению нет. Есть сопоставление данных статистики, указывающих на то, что переболевшие болезнью Борна несут в себе генетические изменения, подобные тем, что сопровождают шизофрению. Но пока об этом можно говорить, как о перспективном направлении исследований.

Мусорный ДНК хранит в себе еще множество тайн. Не исключено, что разгадка некоторых из них прольет свет на первопричины многих заболеваний, генетическая природа которых предполагается, но еще не доказана".