Темная материя прижилась и на Земле?

Глубоко под землей в американском штате Миннесота работает CDMS - самый чуткий в мире детектор темной материи. Он непрерывно сканирует охлажденный до абсолютного нуля кристалл германия, пытаясь засечь признаки вещества, которое повсеместно распространено во Вселенной, но только не на Земле. На днях в интернете появились слухи, что ему это удалось.

198426.jpegТемная материя - субстанция, которую мы не можем заметить, но без которой было бы невозможно объяснить некоторые физические явления, например, форму, которую принимают галактики. Ученые верят, что теоретический класс элементарных частиц WIMP, чей вес в тысячу раз больше, чем у протонов, играет важнейшую роль в формировании темной материи. Если подобные объекты будут обнаружены, это потребует фундаментального пересмотра как физики частиц, так и астрономии.

Шесть лет назад был запущен проект Криогенного поиска темной материи (CDMS), исследовательский центр которого был построен под землей - в заброшенной шахте Судан в штате Миннесота (США).

Читайте также "Солнце говорит о себе языком молний"

Детектор темной материи представлен конструкцией из нескольких кремниевых и германиевых дисков, к каждому из которых прикреплены два датчика. Один из них регистрирует самые ничтожные звуковые колебания, которые могут возникать при соударении частиц с ядрами кремния и германия, а второй отвечает за измерение заряда частицы, образовавшейся в ходе такого столкновения.

Глубокая заморозка до 0,04 градуса выше абсолютного нуля и полная экранировка от внешнего мира должны, по предположению ученых, позволить услышать среди множества звуков стандартного излучения атомов редкие сигналы проявления темной материи.

Шум вокруг работы, проводимой CDMS, поднял научный блог Resonaance, автор которого - американский физик-теоретик польского происхождения Адам Фальковский опубликовал две новости, связанные с шахтой Судан. Ему стало известно, что руководство проекта по поиску темной материи передало для публикации в научных журналах работу, содержание которой попадает под закон об эмбарго. Эта статья увидит свет лишь через неделю - 18 декабря, а пока остается теряться в догадках.

Вторая новость интригует не меньше. На днях должно было состояться телевизионное интервью, посвященное окончанию очередной стадии эксперимента. Однако в последний момент руководство CDMS перенесло это мероприятие почти на месяц и прикрыло доступ в лаборатории сотрудникам телеканала, которые вели подготовку к съемкам.

198425.jpegСовокупность этих данных заставили Фальковского предположить, что речь идет о публикации какого-то важного научного открытия, которое ученые из CDMS придерживают в тайне. После публикации этих догадок в блоге, физик получил гневное письмо, в котором старший редактор журнала Nature категорично отрицал факт подготовки к публикации каких-либо сенсаций в области темной материи. Стоит отметить, что Фальковский не только не поверил, но еще больше утвердился в своей правоте.

Осталось подождать неделю и узнать - что же скрывает в себе статья проекта CDMS. Кроме того, на ту же дату запланирована публикация еще одной работы, авторство которой принадлежит ученым, обрабатывающим данные космического телескопа имени Ферми. Известно, что речь в ней пойдет об избытке гамма-излучения в разных космических широтах, который, как считается, связан с процессом распада темной материи. Однако подробности этой научной работы также держатся в секрете до появления в печати.