Макрофаги способствуют регенерации тканей

Ученые выведут человека-саламандру

Австралийские ученые сумели выделить иммунные клетки, которые отвечают за восстановление тканей тела, а соответственно, конечностей и органов. Это макрофаги, которые помогают саламандрам отращивать новые части тела вместо потерянных. Однако такие клетки имеются не только у саламандр, но также у ряда других существ, в том числе и человека.

И это позволяет рассчитывать на то, что уже в скором будущем человек сможет регенерироваться, применяя технологии саламандр.

Макрофаги — это специальные клетки организма. Благодаря выполняемой функции, они считаются важнейшими защитниками. Эти клетки захватывают и переваривают бактерии, умершие клетки и другие чужеродные или токсичные для организма частицы. Кстати, название этим клеткам дал знаменитый русский ученый Мечников. Боевой функционал макрофагов долгое время заслонял другое важнейшее свойство этих клеток — их способность участвовать не только в зачистке и уничтожении, но и в воссоздании новых тканей организма.

"Раньше мы полагали, что макрофаги оказывают на регенерацию отрицательное влияние, но теперь стало ясно, что это не так — если макрофаги отсутствуют на ранних стадиях лечения, регенерации не происходит", — констатирует руководитель научной группы Австралийского института регенеративной медицины Университета Монаша (Мельбурн) Джеймс Годвин в интригующей статье, опубликованной в журнале "Proceedings of the Natural Academy of Sciences".

Читайте также: Зимняя спячка полезна для кожи

По всей вероятности, когда-то человек обладал схожими возможностями. Но на каком-то этапе эволюции, а может быть и деградации, если говорить о биологической составляющей человека, эта способность по каким-то причинам была почти полностью утеряна.

А вот у саламандр (род Salamandra) эта система по-прежнему работает. Эти удивительные создания могут не только восстанавливать конечности и внутренние органы, но также спинной и головной мозг. При этом заживление практически не оставляет никаких внешних следов — ни шрамов, ни царапин. Саламандры, утратившие макрофаги, теряют способность к регенерации, но после пересадки необходимых клеток, вновь обретают способность к полноценному самовосстановлению.

Пока, впрочем, не установлен механизм запуска регенерации и конкретная роль макрофагов. Как только ученым удастся разгадать эту головоломку, начнется поиск регенерирующих препаратов для людей. Успех в этом направлении станет настоящим переворотом в медицине, так как возможность регенерации органов кардинально изменит массу врачебных практик.

Но, похоже, без генетиков, биологов и ученых других направлений эту проблему не решить. Генетики, например, подсказывают, что программа регенерации фактически является модифицированным фрагментом программы индивидуального развития. А она имеется у всех живых существ, в том числе и у человека. На вывод о том, что у человека по каким-то причинам механизм полноценной регенерации тканей "выключен", наталкивают и недавние исследования в общем-то родственного саламандрам вида, относящегося к пресмыкающимся или водным позвоночным — крокодилов. Ученые изучали рост зубов у аллигаторов, которые, вопреки известной детской сказке, зубами не мучаются. А все потому, что они у этих рептилий постоянно меняются и просто не успевают испортиться.

Зубы могут формироваться у крокодилов на протяжении всей жизни и тут же замещать выбывшие. Каждый зуб аллигатора имеет "запасного", который в недоразвитом состоянии находится под существующим. Такая зубная закладка включает в себя также ткань со стволовыми клетками, которые вновь воссоздают зачаток зуба, после того, как была осуществлена их смена. Каждый зуб аллигатора меняется в течение его жизни раз пятьдесят. У человека тоже есть способность, но почему-то организм выполняет только две такие закладки.