Стресс - двигатель эволюции?

Бактерия мутирует чаще, когда находится под стрессом, что в свою очередь ускоряет эволюцию, считают ученые
Ученые знали на протяжении последних десяти лет, что в бактерии мутации проходят активнее в критических условиях, однако эволюционная подоплека в этом деле открылась им лишь сейчас, после того как были проведены эксперименты на бактериях, найденных в природе, а не выведенных специально в лабораторных условиях.

Группа французских и мексиканских ученых из Университета Рене наблюдала за 787 различными штаммами бактерий E. coli, найденных в кишках животных, в воде и породных отложениях в различных точках мира.

Ученые пытались вызвать новые мутации в бактериях, моря их голодом. Исследователи обнаружили, что те штаммы бактерий, которые мутировали более активно имели большие шансы на выживание, так как они быстрее адаптировались к новым внешним условиям.

Один из самых ценных для науки выводов заключается в том, что лабораторные бактерии и те, что живут в естественных природных условиях, могут существенно отличаться. Лабораторные штаммы получают посредством изоляции и культивации отдельно взятой бактерии. Последующие потомки бактерий оказываются довольно схожими с их родителями. В природе же бактерии отличаются большим генетическим разнообразием и ведут себя не так как их лабораторные братья.

Классическая теория эволюции Дарвина представляет процесс мутаций как пассивный ответ на изменение условий и никак не отражает тот факт, что мутации могут активизироваться в стрессовых ситуациях. Таким образом, результаты новой работы могут повлечь за собой пересмотр некоторых пунктов теории Дарвина.

Ученые также высказывают предположения, что схожие процессы могут происходить к человеческими клетками. Лучшее понимание того, как именно происходят мутации, поможет объяснить многие генетические процессы, идущие в организме человека.

Новости Науки