Десятка научных мифов, которые ученые развеяли в 2014 году

Десять научных мифов, развеянных в 2014 году

На протяжении всего 2014 года ученые, работающие в разных областях наук, опровергали устоявшиеся представления, развеивали мифы и переписывали целые страницы истории науки. И в этом нет ничего необычного или страшного. Это закономерно, ведь познание — это не застывшая догма, а живой процесс. Возможно, что и сегодняшние открытия будут когда-нибудь тоже пересмотрены. А пока что…

Ледовый щит Гренландии и изменение климата

При исследовании кернов донных отложений из районов, расположенных вокруг Гренландии, ученые в 2014 году установили, что полная потеря Гренландского ледового щита может поднять уровень воды в Мировом океане на 7 метров. Таяние происходит в низко расположенных и подверженных влиянию океана ледниках на западном побережье Гренландии, прилегающих к заливу Баффина. При уточнении картины таяния ледового щита Гренландии привлекались снимки, сделанные космическими спутниками НАСА. До сих пор расчеты специалистов опирались на данные 4 глетчеров. Теперь оказалось, что этого явно недостаточно, чтобы верно оценить последствия изменения климата на планете.

Небольшие острова как оберег от цунами

После землетрясения в Индийском океане, произошедшего в декабре 2004 года, которое вызвало сильнейшее цунами на индонезийском острове Суматра, специалисты изучили, способствуют ли небольшие острова и маленькие островки ослаблению разрушительной силы морской стихии. Всегда считалось, что находящиеся перед островом Суматра более мелкие острова защищают его от разрушительных волн. Эту гипотезу проверяли на двухстах математических моделях. В ходе экспериментов учитывались разнообразные виды побережья, глубина воды, расстояние между островом и побережьем. Вывод оказался неутешительным: наличие маленьких островов не только не уменьшает причиняемый цунами вред, наоборот, кинетическая энергия цунами возрастала на 70 процентов. Французские эксперты из Центра прикладной математики опровергли бытовавшее прежде мнение и заключили, что небольшие острова не только не являются барьерами для цунами, но напротив усиливают разрушающую силу цунами.

Необоснованный страх перед общим наркозом

Некоторые пациенты панически боятся не столько саму операцию, сколько общего наркоза или неожиданно придти в себя посреди оперативного вмешательства. Любители статистики отныне смогут спокойнее ложиться под нож хирурга. До сих пор считалось, что преждевременно просыпается от общего наркоза один из 600 пациентов. Проанализировав более 3 млн операций, британские медики пришли к заключению, что только один из 19 000 пациентов испытывает во время операции "нежелательное бодрствование". В большинстве случаев пациенты просыпались до или после оперативного вмешательства лишь на короткий срок. Особенно это свойственно женщинам, рожающих посредством кесаревого сечения, пациентам с чрезвычайно избыточным весом или детям.

Юные вулканы на Луне

Не так давно ученые считали, что вулканическая активность на Луне закончилась около миллиарда лет назад. Благодаря снимкам с большим разрешением, сделанным Лунным орбитальным зондом, или Lunar Reconnaissance Orbiter — автоматической межпланетной станцией NASA, вулканы на Луне извергалась менее 100 миллионов лет назад. На Земле тогда был меловой период — царство динозавров. Это уже не просто новая страница истории спутника нашей планеты, это совершенно другая страница, а прежние представления подлежат полнейшему пересмотру. Ученые высказывают предположение, что внутри Луны сохранилось горячее ядро, которое еще продолжает производить тепло. Изучив пробы лунного грунта, которые доставят на Землю аппараты новых космических миссий, исследователи смогут лучше понять и описать историю Луны.

Старейшие живые существа на Земле

Окаменевшие остатки Chancelloriidae, известных только по находкам в кембрийских отложениях, обнаружены в южном Китае. За последние три десятка лет это единственная находка загадочной формы жизни, навсегда вымершей около 520 млн лет назад. При жизни организм имел бочкообразную форму, чью наружную поверхность покрывал прочный скелет с торчащими в разные стороны острыми шипами, которыми оно, вероятно, оборонялось от врагов. Впервые описанные в 1920 году Chancelloriidae жили только в кембрийском периоде. Ранее палеобиологи принимали их за губок, но недавнее открытие у ханселлориид твердых скелетных элементов — склеритов — доказало, что они принадлежат к другой ветви древних существ, хотя ряд исследователей по-прежнему считает их губками.

Неандертальцы вовсе не были дураками

В этом году основательно дрогнул устоявшийся тезис об ущербности неандертальцев по сравнению с Homo sapiens. Два палеонтолога заявили, что все прежние исследования ошибочны, поскольку сравнивали палеоантропов не с их современниками, а с "человеком разумным", жившим в более позднее время — между 50 и 10 тысячами лет назад. Вскоре независимо от них появилось сообщение об обнаружении наскальных рисунков, сделанных рукой неандертальцев, что опять-таки опровергало утверждение об их якобы умственной "неразвитости". До этого способность к абстрактному мышлению приписывали исключительно "человеку разумному" — о чем и говорит данное ему определение. Различия между неандертальцами и Homo sapiens не настолько велики, как принято было считать. Неандертальцы вовсе не вымерли из-за приписываемых им слабостей, а скорее всего растворились в современном человечестве.

Мумии делали не из фараонов

Традиционно считалось, что в пятом и четвертом тысячелетиях до нашей эры древние египтяне еще не владели техникой мумификации, предпочитая зарывать своих покойников в горячий песок, чтобы обезвоживать тело естественным путем. Первые опыты по мумификации относились к периоду не ранее 3500 лет до нашей эры. Биохимическое исследование мумий со старейшего египетского кладбища Мостагедда (Mostagedda) в северном Египте, позволило опровергнуть устоявшуюся в египтологии точку зрения. Антибактериальные свойства отдельных веществ и законсервированные мягкие ткани позволили сделать вывод, что речь идет о начальных попытках экспериментов по мумификации, которые достигли совершенства в период правления фараонов.

Люди превратили сороку в воровку

Самый известный миф, которым детишек в разных странах пичкают с младых ногтей, касается сороки-воровки. Этих пташек считают признанными клептоманами, которые крадут все блестящие предметы. Результаты последних экспериментов орнитологов оказались однозначными. Сороки прилетали поклевать орешки и только в двух случаях птицы заинтересовались блестящими детальками, лежащими слева. Они несколько раз клюнули серебряное колечко, которое подскочило и перевернулось. На этом их интерес к нему совершенно иссяк. Наблюдатели отметили, что сороки, скорее, с подозрением реагировали на незнакомые объекты. Сорокам свойственно опасаться незнакомых предметов. Однако многим бросается в глаза, что сорок привлекают блестящие вещи, и мало кто обращает внимания, когда блестящие вещи остаются без внимания птиц. Скорее всего, басня о сороках-воровках обязана своим существованием чистой случайности.

Пернатый ящер

Прекрасно сохранившиеся останки археоптерикса свидетельствуют о том, что перья на теле этих доисторических птиц появились задолго до того, как они научились летать. Выводы, сделанные палеонтологов на основе окаменелости возрастом 150 миллионов лет, свидетельствуют о том, что археоптерикс — первая птица, еще не умевшая летать, был полностью покрыт перьями. Прежде в учебниках писали, что перья присутствовали лишь на верхней части тела, крыльях и хвосте вымершей птицы. Оставленные в известняке отпечатки мелких перьев покрывали все тело археоптерикса, оперение крыльев было несколько короче, чем ученые предполагали до этого, что свидетельствует о неспособности археоптерикса к полетам. Мюнхенские ученые, сделавшие это открытие, настоятельно рекомендуют пересмотреть облик древних ящеров. Найденные в Сибири и Китае останки свидетельствуют, что перьями были покрыты даже крупные хищные динозавры, вроде тиранозавра. До сих пор их изображали вроде ощипанных куриных тушек в кулинарии, а перья могли служить ящерам для привлечения самки, как это делают павлины, или чтобы согреться, по примеру нахохлившихся воробьев.

Пустыня Сахара резко постарела

До настоящего времени ученые полагали, что крупнейшая песчаная пустыня в мире образовалась в начале ледникового периода около двух-трех миллионов лет назад. Расположенная на севере Африканского континента, она занимает почти 30 процентов территории этого материка. Согласно классической теории, которая была разработана на основе геологических исследований, показавших значительный рост засушливости Северной Африки в начале четвертичного периода (что соответствует временному отрезку в 2-3 миллиона лет назад), до описываемого периода засушливость климата в данном регионе контролировалась Африканским Южным Муссоном, интенсивность которого зависела только от цикла прецессии земной оси.

В 2014 году эксперты в области палеоклиматологии в северной части Чада обнаружили аллювиальные отложения (песчаные дюны), возраст которых составляет около 7 миллионов лет. Международный коллектив ученых произвел экспериментальные расчеты, из которых следует, что в исследуемой исторической эпохе Южный Африканский Муссон был значительно ослаблен сокращением древнего океана, под названием Тетис (данный океан существовал в эпоху мезозоя и располагался между континентами Гондвана и Лавразия, современными реликтами этого океана являются Средиземное, Чёрное и Каспийское моря). Ослабление муссона привело к засушливости, которая в дальнейшем распространилась на всю территорию северной Африки, и образовала пустыню Сахара. Так что реальный возраст Сахары скорее всего соответствует возрасту найденных отложений, а не принятой ранее гипотезы.