Неандертальцы красились охрой

Довольно продолжительное время в науке царило предубеждение против неандертальцев, которых считали тупиковой ветвью развития человечества. Их изображали как неспособных к творчеству недоумков и даже внешне они скорее походили на пародию человека. Сделанные в последние годы открытия изменили наше представление о неандертальцах.

Реконструкция внешнего вида неандертальцев привела к тому, что из монстров для фильмов ужаса, они все более и более приближались к современному человеческому типу. А компьютер даже нарисовал одного представителя этого вида похожим на известного бразильского футболиста. Ученые реабилитировали их якобы бессвязную, похожую на звуки, издаваемые животными, речь. И диета неандертальцев тоже оказалась под стать современной: на Севере потребляют больше мяса, а южане зачастую вегетарианцы. Но наука на месте не стоит, и вот уже нас порадовали новыми открытиями.

На юго-востоке Нидерландов, недалеко от стоянки Маастрихт-Бельведер (Maastricht-Belvédère), археологи обнаружили кремневые и костяные фрагменты возрастом около 200-250 тысяч лет, на которых сохранились остатки красной охры. Следовательно, неандертальцы использовали охру намного раньше, чем до этого предполагали ученые, сообщает портал PhysOrg.com.

Читайте также: Испанская пещера раскрыла тайны предков

Охра или, как говаривали наши предки, вохра — это естественная минеральная краска, довольно-таки распространенная в природе и нашедшая широкое применение в малярном деле. "В природе встречается два сорта охры: желтая, по составу представляющая смесь гидрата окиси железа с глиной, и красная охра — смесь безводной окиси железа с глиной. Обыкновенно красная охра готовится из желтой обжиганием ее", — утверждает Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

Исследователи пока не знают, для чего неандертальцам понадобилась красная охра (иначе говоря, гематит или кровавик — минерал оксида железа). В окрестностях древней стоянки Бельведер земля не охристая, поскольку этого материала тут никогда не было, так что его приходилось искать в других местах и транспортировать за несколько десятков километров. Следовательно, красная охра использовалась с какой-то определенной и, по-видимому, довольно важной целью.

Из "Лапидария" Марбода Реннского житель средневековой Европы мог узнать, что гематит "ржаво-железного он или яркого рыжего цвета. Шлет его Африка нам, эфиопы, а также арабы". Стихотворная поэма ученого книжника была переработкой древних знаний, оставшихся в наследство от античных времен. В свою очередь эллины и римляне вполне могли почерпнуть их из еще более темных веков.

Из гематита делали амулеты, которые были призваны защищать от астральных нападений, привораживать поклонников, способствать исполнению нескромных желаний, успокаивать гнев, помогать при заболеваниях крови, селезенки, почек, мочеполовой системы, лечить нервные болезни, опухоли влагалища, менструацию (у Марбода Реннского сказано: "Выпитый, он прекращает теченье — страдание женщин"), импотенцию, фригидность и останавливать любые кровотечения.

Современные племена охотников и собирателей используют красную охру в качестве репеллента для насекомых, для хранения пищи, в некоторых случаях как лечебное средство и средство для дубления шкур. Вдобавок, охрой расписывали стены пещер и в художественных или в магических целях собственные тела. У Владимира Даля есть выражения "охрить кожу", а также "дикие охрятся, натираясь охрой".

Останки неандертальцев найдены в Европе и некоторых странах Центральной и Западной Азии. Неандертальцы появились в эпоху плейстоцена — 600-350 тысяч лет назад и, как считается, вымерли около 30 тысяч лет по неизвестным причинам. До описываемой находки применение оксида марганца и железа неандертальцами относили лишь к периоду 60-40 тысяч лет назад. Впрочем, доказательств наличия следов пигмента, также пока не обнаружено, что дает широкий простор для самых смелых гипотез.