Продолжительность жизни может определить анализ крови

"С помощью несложного анализа крови, измерив "запал" на кончике ДНК, можно предсказать, долго ли вам осталось жить", пишет в своем номере за 31 января британская газета The Independetn. Новая работа, осуществленная американскими учеными на образцах крови 20-летней давности, обнаружила сильную зависимость между длиной отрезка ДНК, называемого теломерой, который находится на концевом участке всех 26 хромосом клетки, и вероятностью прожить после 60 еще 15 и более лет.

Каждый раз, когда происходит деление клетки, теломера укорачивается на определенный отрезок; если укорачиваться больше некуда, клетка умирает. В человеческом организме только раковые клетки, сперматозоиды и яйцеклетки не "сжигают" своих теломер, отмечается в материале The Independent, перевод которого публикует Inopressa.ru.

Вероятность того, что люди старше 60, у которых теломеры короче, умрут в течение ближайших 15 лет, в особенности от заболеваний сердца и пневмонии, в два раза выше, чем у прочих.

Женщины, которые, как правило, живут дольше мужчин, имеют теломеры примерно на 3,5 % длиннее, чем мужчины того же возраста

Результат анализа одной капли крови готов уже через шесть часов, и это может качественно преобразить систему здравоохранения и страхования жизни.

Однако Ричард Котон, ученый, который стоял во главе проекта, опасается: если выяснится, что длина теломеры с раннего возраста является надежным показателем продолжительности жизни, людям могут отказывать в страховке, и они будут больше платить за лечение.

"В Великобритании это никому не грозит, поскольку там действует Служба национального здравоохранения, — сказал доктор р Котон, работающий в отделе генетики человека университета штата Ута. — Хорошо бы, если бы так было и в США — ведь здесь компании, страхующие здоровье или жизнь, могут попросить вас сначала пройти анализ на длину теломер".

Профессор Роб Ньюболд, специалист по раковым заболеваниям из Брюнельского университета, исследующий теломеры, сказал: "Это как раз та статистика, которая заставляет насторожиться. Укороченные теломеры и в самом деле говорят о генетической нестабильности. По мере старения можно ожидать непропорционального возрастания смертей в результате рака, к примеру у тех, у кого после 60 лет короткие теломеры".

Компании, страхующие здоровье или жизнь, могут попросить вас сначала пройти анализ на длину теломер

Другие ученые, оговариваясь, что выборка анализов, проверенных д-ром Котоном, слишком мала, чтобы говорить о надежных результатах, согласны с необходимостью более широкомасштабных исследований.

Сообщение о работе ученых из Юты, опубликованное в номере журнала Lancet за 31 января, опирается на данные о теломерах, полученных из образцов крови, взятых 20 лет назад для генетических исследований, и затем проанализированных в точки зрения продолжительности жизни этих людей. Выяснилось, что теломеры по длине представляют собой от 1930 до 4310 "базовых пар" ДНК; ежегодно они укорачиваются примерно на 14 базовых пар.

Любопытно заметить, что женщины, которые, как правило, живут дольше мужчин, имеют теломеры примерно на 3,5 % длиннее, чем мужчины того же возраста.