О чем говорили неандертальцы?

Удивительное открытие немецких ученых показало, что неандертальцы обладали тем же самым набором генов, отвечающих за речь, что и человек. Поскольку те же участки генома связаны с мудростью и накоплением знаний, может оказаться, что у первобытных людей были свои сформировавшиеся представления о культуре, истории и власти.

Расшифровка генома неандертальца, проводимая в Институте эволюционной антропологии имени Макса Планка, начинает постепенно раскрывать перед учеными секреты жизни в каменном веке. Открытие у неандертальцев развитой речи полностью изменяет представление об этой расе.

«Раньше неандертальцем называли глупых и невежественных людей, но сейчас придется пересмотреть такое отношение к пещерным людям. Мы обнаружили, что эта раса находится гораздо ближе к человеку, чем все виды обезьян, - рассказывает профессор Сванте Паабо, руководящий расшифровкой генома. - Человеческая вариация гена языка позволяет нам использовать речь, в отличие от человекообразных обезьян.

Долгое время считалось, что геном неандертальца очень отличается от человеческого, поэтому, если у этих жителей каменного века и были лингвистические способности, то выражаться они должны были по-другому. Наши исследования показали, что нет никаких причин утверждать, что неандертальцы не умели говорить – во всяком случае, они имели генетически заложенную способность к этому».

Читайте также " Хороший год для неандертальцев"

Действительно, достоверно известно, что обнаруженный ген, названный FOX P 2, предоставляет живому существу способность говорить и распознавать речь, хотя пока еще нельзя однозначно говорить о том, что первобытные люди им пользовались. F OXP 2 отвечает за управление мускулами вербального аппарата, о степени развития которого пока сложно судить.

Профессор Паабо и его коллеги составили первую расшифровку генома неандертальца при помощи останков девяти существ, найденных в пещерах Северной Испании. Около 42000 лет назад этих бедолаг убили и съели члены племени каннибалов. Кроме того, в исследованиях использовали скелет ребенка-неандертальца, найденный в Узбекистане, и останки взрослой особи из Южной Сибири.

Смотрите фоторепортаж " В пещере Армении обнаружен древнейший мозг человека"

Обнаружение гена, существование которого до этого было подтверждено только у человека, наводит антропологов на мысли о возможности скрещивания разных видов древних людей, в результате которого появились Homo Spaiens. Против этой теории выступает тот факт, что большинство «мулов» (потомков скрещивания) рождаются бесплодными.

С другой стороны, не стоит забывать, что неандертальцы являются «двоюродными братьями» наших предков кроманьонцев, а значит, эти две расы имели общих предков, от которых могли получить одинаковый набор генов. Рассеянные по всей Земле карликовые предки людей – гоминиды – могут оказаться тем связующим звеном, что докажет родственные отношения Homo Sapiens и Homo neanderthalensis.