Непреодолимое влечение… москитов к людям

На протяжении веков люди с переменным успехом борются с кровососущими насекомыми. Самым опасным и неприятным из них является москит. Также, как и его "коллега" – малярийный комар, он разносит несколько десятков заболеваний, включая желтую лихорадку, малярию и лихорадку Денге. И вот впервые ученым удалось выявить природный феромон, производимый человеком и птицами, который привлекает к ним внимание москитов.

Ежегодно через укус москита заражается разными болезнями более 700 миллионов человек. 2 миллиона из них погибает.

Кроме традиционных тропических недугов, в "арсенале" этих насекомых имеются разнообразные инфекционные заболевания, а последние исследования выявили способность москитов переносить ВИЧ.

Как показал многолетний опыт, использование против кровососущих созданий неорганических репеллентов действует с переменной эффективностью и редко когда приводит к желаемому результату.

Читайте также "Лазер вернет вам... чужую память"

Поэтому ученые из Университета Калифорнии решили пойти другим путем и выяснить, что же привлекает москитов в человеке.

Самки москитов в процессе вынашивания яиц нуждаются в большом количестве протеина. Эту потребность они удовлетворяют за счет крови, отдавая гастрономические предпочтения человеческой и птичьей.

Профессор энтомологии Уолтер Лил и его коллега Зейн Сайд установили, что люди зачастую сами создают сигналы, привлекающие внимание кровососущих.

Непреодолимое влечение… москитов к людям
Химическое соединение под названием "нонаналь" служит своеобразным маяком для антенн-рецепторов москитов. Ориентируясь на него, насекомые находят жертву.

Нонаналь – алифатический альдегид, который присутствует в большинстве эфирных масел. Он представлен в большинстве изделий парфюмерной и косметической промышленности, пользуясь которой человек и привлекает к себе москитов.

Насекомые обладают очень острым обонянием. Нейроны, отвечающие за распознавание запахов, расположены непосредственно в антеннах-рецепторах москитов, поэтому они способны обнаруживать даже мизерные концентрации нонаналя в воздухе.

Исследовав запахи тела 16 представителей разных рас, национальностей и полов, ученые констатировали, что нонаналь может вырабатываться и внутри человеческого организма. Так что отказ от использования парфюмерии не станет залогом безопасности.

Вместе с тем, они обнаружили, что москиты предпочитают выбирать источники более концентрированного запаха.

Кроме того, оказалось, что привлекательность нонаналя для москитов можно усилить еще больше, смешав это вещество с углекислым газом.

Лил и Сайд построили ловушку, источавшую подобную смесь, и смогли только за одну ночь поймать в нее более 2000 особей москитов.

"Отучить кровососущих насекомых от нападения на людей невозможно, – констатирует профессор Лил. – Однако мы в силах заставить их нападать на ложные цели и загонять в ловушки. При этом подобные "мокситоловки" можно устанавливать и вне помещений, где они защитят не только людей, но и птиц, часто становящимися жертвами и одновременно разносчиками таких заболеваний, как вирус Западного Нила".