Быстрая инверсия магнитых полюсов Земли не отразится на человечестве

Инверсия магнитных полюсов безопасна

Исследования группы ученых из Германии доказали, что на памяти человечества один раз случилась очень быстрая инверсия магнитных полюсов Земли. Произошло это примерно 41 тысячу лет тому назад. И ничего катастрофического на нашей планете в этот момент неслучилось, хотя магнитная защита, согласно расчетам, упала в двадцать, а то и в тридцать раз.

Страшилка о том, что из-за инверсии полюсов магнитного поля Земли нам всем придется очень и очень плохо, уже несколько лет со страниц СМИ и сайтов будоражит умы читателей. И следует заметить, что некоторые основания для беспокойства у ученых были. Хотя, конечно же, чисто теоретические, поскольку никто из них не мог непосредственно наблюдать эту инверсию от начала и до конца — обычно она длиться достаточно долго, по несколько тысяч лет.

Напомню, что под инверсией магнитных полюсов называют смещение таковых относительно их предыдущих место положений. В результате северный полюс "переезжает" на юг, а южный — на север. Соответственно, меняется направление и силовых линий магнитного поля, и следы этих изменений фиксируются различными горными породами, способными к магнетизму. Кстати, о том, что такое вообще происходит, первыми узнали геологи, изучавшие намагниченность различных отложений.

Считается, что нынешнее смешение магнитных полюсов началось где-то в районе 1885 года. По результатам наблюдений, за последние 100 лет магнитный полюс в южном полушарии переместился почти на 900 км и вышел в Индийский океан. А его тезка из Арктики начал движение по направлению к Восточно-Сибирской мировой магнитной аномалии через Ледовитый океан, и с 1973 по 1984 год прошел 120 км, а с 1984 по 1994 год — более 150 км. То есть инверсия действительно идет полным ходом.

Однако ученых беспокоит не это, а тот факт, что во время подобных смещений напряженность земного магнитного поля всегда падает. Правда, делает она это неравномерно. Так, согласно данным исследований, за последние 22 года она уменьшилась в среднем на 1,7 процентов, а в некоторых регионах, например, в южной части Атлантического океана аж на целых 10 процентов. Тем не менее расчеты показывают, что в некоторых местах напряженность магнитного поля, вопреки общей тенденции, наоборот возросла. Так что, по всей видимости, все куда сложнее, нежели полагает теория.

Читайте также: Магнитное поле Земли готово уничтожить планету?

Однако падение напряженности, по идее, должно негативно сказаться на всех жителях нашей планеты, причем не только тех, кто умеет говорить и ходит на двух ногах. Дело в том, что если магнитное поле слабеет, то оно перестает эффективно отражать потоки частиц, идущие на Землю из космоса (в первую очередь от Солнца). В итоге наша планета может получить повышенную дозу радиоактивного излучения, что, сами понимаете, никому не полезно.

Кроме того, большие потоки несущихся "сломя голову" частиц вполне способны выводить из строя транзисторы и другие компоненты современной электроники. Это не может не сказаться на работе компьютеров и прочих электроприборов, без которых сейчас большинство людей не представляет своего существования. Так что ослабление напряженности может не только вызвать целый ряд техногенных катастроф, но и спровоцировать кое-что похуже (например, ядерные взрывы — ведь атомными станциями и ракетами, несущими соответствующие боеголовки, люди тоже управляют посредством компьютеров).

Что и говорить, перспектива открывается мрачноватая. Однако насколько реален подобный "апокалипсический" сценарий? Недавнее исследование группы ученых из Гельмгольцовской ассоциации германских исследовательских центров под руководством Норберта Новачика и Хельге Арца показало, что все не так уж плохо, как некоторые себе представляют. С их точки зрения, слухи об опасности падения напряженности магнитного поля Земли весьма и весьма преувеличены.

Исследователи работая с образцами осадков, добытых на дне Черного моря, неожиданно обнаружили, что они "записали" сведения об одной инверсии, которая раньше не была известна ученым. Причем произошла она где-то 41 тысячу лет тому назад, то есть на памяти человечества. Однако удивительно вовсе не это, а то, что смещение было весьма быстрым по геологическим меркам. "Геометрия поля инвертированной полярности, линии которого указывали в прямо противоположном нынешней конфигурации направлении, существовала всего 440 лет и была связана с магнитным полем, которое по силе составляло четверть нынешнего. Собственно изменение полярности длилось лишь 250 лет. В геологических временных масштабах это очень быстро", — так комментирует результаты доктор Норавчик. Итак, по всем расчетам выходит, что за эту четверть тысячелетия магнитное поле было в двадцать раз слабее нынешнего. Кстати, это подтверждают и результаты анализа радиоактивных элементов в образцах. Так, именно на этот период приходится максимальная концентрация радиоактивного бериллия-10 и к углерода-14. То есть тогда случилось именно то, чего так бояться ученые — на какое-то время Земля осталась без магнитной защиты. И к чему же в результате это привело?

Самое интересное заключается в том, что ни к чему особенному. На фоне 250-летнего двадцатикратного падения напряженности магнитного поля ни случилось ни массового вымирания видов, ни катастрофического сокращения их численности. Проще говоря, экосистемы просто ничего не заметили. Да и человечество особенно не пострадало — оно прошло через резкое сокращение численности намного раньше, 100-74 тысячи лет тому назад, а во время указанного периода как раз наблюдался рост во всех популяциях.

Более того, если учесть, что обычно на магнитном экваторе напряженность магнитного поля планеты вдвое меньше, чем на полюсах, и в 1,5 раза — чем в среднем, то получается, что под самым сильным ударом должны были оказаться тропические области. Там напряженность могла уменьшится более, чем в тридцать раз. И как назло всем современным моделям, именно тропические биоценозы демонстрировали тогда наибольшую устойчивость. Наблюдалось даже расширение зоны влажных лесов на всех континентах — а уж эти экосистемы наиболее чувствительны к изменению условий, и если что не так, то предпочитают "вымирать, но не сдаваться".

Итак, получается, что никакой опасности для жизни при сильных падениях напряженности вовсе нет. И для всего другого, кстати, тоже. Дело в том, что открытие немецких ученых поставило также под сомнение популярную гипотезу о том, почему на Марсе сейчас нет воды. Согласно ей, Красная планета, магнитное поле которой очень мало, потеряла значительную часть своих бывших океанов и атмосферы из-за прямого воздействия солнечного ветра, уносившего их в космос. Тем не менее, в период сильнейшего ослабления магнитного поля на схожей с Марсом Земле ничего подобного не наблюдалось — все океаны остались на своих местах, да и атмосфера тоже.