Говорящие мыши спасли своих создателей

Эксперимент на пушистых грызунах стал частью международного проекта в области эволюционной антропологии, начатого по инициативе Лейпцигского Института имени Макса Планка. В ходе исследований биологи могли наблюдать, как развиваются речевые центры мышей при пересадке им человеческого гена Foxp2.

Его влияние распространяется более чем на 300 различных параметров организма. Под его управлением находятся зрение, слух, прочность костей и ряд важнейших процессов метаболизма. Человеческая версия этого гена охватывает также способность к речи и созданию языка.

С тех пор, как древние обезьяны разделились на две ветви, ген Foxp2 претерпел множество изменений. В то время, как человек научился складывать звуки в осмысленные слова и разработал множество языков и диалектов, шимпанзе остались ограничены мимическими способностями, которые также определяются Foxp2. Долгое время такое научное мнение оставалось лишь гипотезой, нуждающейся в доказательстве.

Читайте также "Крысы унюхают любую болезнь"

Именно для проверки состоятельности этой идеи, немецкие генетики решили трансплантировать человеческую версию гена Foxp2 лабораторным мышам. Результат полностью оправдал ожидания – у последующих поколений, родившихся от модифицированных мышей, было обнаружено ярко выраженное развитие тех долей головного мозга, что отвечают за вербальные коммуникации и распознание речи.

У измененных грызунов не было обнаружено никаких физиологических отклонений, но наблюдения показали – у мышей изменилась манера исследования новых территорий и заметно уменьшилась скорость перемещения. Все указывает на то, что умственная активность этих созданий претерпела существенные изменения.

Говорящие мыши спасли своих создателей
Магнитно-резонансное сканирование головного мозга подтвердило результаты наблюдений.

На втором этапе исследования были взяты «нокаутированные» мыши, в организме которых был блокирован один из двух генов Foxp2. Модифицированные грызуны проявляли ограниченную активность и практически не общались со своими сородичами. При этом у них резко снизился слух, атрофировалась способность к обучению. Для поддержания жизни им требовалось гораздо больше пищи, что напрямую указывает на серьезные нарушения метаболизма.

«Мы смогли определить, что ген Foxp2 оказывает существенное влияние на большинство жизненно важных органов, - говорит директор Мышиной клиники профессор Мартин Грабе де Ангелис. – Но самым важным открытием является подтверждение гипотезы о мутации этого гена, приведшей к развитию человеческой речи. Главный эволюционный шаг произошел не во внешней среде, а внутри человеческого мозга».

Мышиная клиника, как и многие подобные учреждения в Европе, ставящие опыты на животных, находилась в очень непростом положении и терпела постоянные нападки организаций по защите животных.

Курирующие это заведение научные советы даже планировали закрыть его в угоду «зеленым». Однако последние открытия, сделанные здесь, в том числе и комплексное исследование гена Foxp2, заставили научную общественность по новому взглянуть на вклад мышиных лабораторий в науку.

Теперь, со слов Мартина Грабе де Ангелиса, судьба его учреждения решена – эксперименты на грызунах будут продолжаться.