Секрет вечной молодости ледяного человека

Секрет вечной молодости 5300-летнего тирольского "ледяного человека" — раскрыт. Специалисты из Германии и Италии изучили кожу старейшей в Европе естественной мумии и сделали ряд сенсационных открытий. Оказалось, что своей сохранностью она обязана "шоковой заморозке". Ученые считают, что их исследования найдут применение в пластической хирургии.

Ледяная мумия человека эпохи халколита была обнаружена еще в 1991 году в тирольских Альпах на леднике Симилуан в долине Эцталь на высоте 3 200 метров в результате сильного таяния льда. Ее возраст, определенный радиоуглеродным методом, составляет примерно 5300 лет. Это старейшая мумия человека, обнаруженная в Европе. В Австрии по месту обнаружения ее называют Оци, а в Италии — тирольский ледяной человек.

Эпидермис (наружный слой кожи) "ледяного человека" не сохранился, что явилось следствием природной мумификации во льду, зато коллагеновые структуры оставшегося слоя кожи были весьма прочны.

Недавно исследователи из Германии и Италии во главе с Мареком Янко из Мюнхенского университета им. Людвига Максимилиана взяли три образца кожи тирольского ледяного человека и изучили их с помощью атомно-силового микроскопа и рамановской спектроскопии. Эти технологии позволили ученым увидеть молекулярные и наноструктуры коллагена.

Читайте также: Загадочные захоронения в Тибете. Арийцы или викинги?

При проведении тестов наноиндентирования ученые обнаружили в образцах мумифицированной кожи повышенное значение модуля Юнга. Это подтверждает, что кожа древних людей была менее эластичной и упругой, чем у наших современников — то есть древние быстрее старели. По мнению исследований, одна из наиболее вероятных причин увеличившейся прочности мумифицированного коллагена — обезвоживание биологического материала путем его замораживания с последующей сушкой в вакууме.

Эти процессы могли привести к образованию более плотных фибриллярных структур коллагена, что, в свою очередь, стало причиной возникновения дополнительных связей в молекулярной структуре. То есть обезвоживание тканей привело к повышению защитных функций и помогло предотвратить разложение тела.

"Самым важным результатом нашего исследования стал вывод о том, что коллаген I типа в мумифицированной коже ледяного человека сохранил свою структуру и именно таким образом смог защитить кожу от влияния внешних разрушающих факторов (ультрафиолетового излучения, таяния ледника и микробиологической деградации). Благодаря этому мумия смогла сохраняться в течение более чем 5300 лет. Кроме того, мы получили новые данные о структуре коллагена и его механических свойствах после процесса мумификации", — рассказал Марек Янко.

В целом это исследование подтвердило теорию, согласно которой ледяной человек был занесен снегом и покрыт коркой льда сразу после смерти. И, несмотря на то, что снег и лед таяли, а потом вновь замерзали, мумия большую часть времениоставалась замороженной. Так продолжалось до тех пор, пока ее не нашли.