Древний зуб пролил свет на происхождение индейцев

Сенсация: Колумб не добил последнего индейца

Исследование ДНК зуба, сохранившегося на нижней челюсти и найденного в Пещере проповедника (Preacher's Cave) на багамском острове Элеутера (Eleuthera), позволило группе ученых впервые собрать полный человеческий геном древних жителей Карибского бассейна.

Зуб женщины, из которого извлекли сохранившуюся ДНК, жившей приблизительно в период с VIII по X столетие, стал сенсационным доказательством того, что нынешние пуэрториканцы являются носителями генов древнего племени таино, которое заселяло многочисленные острова Карибского бассейна.

Спустя почти 500 лет, после смерти неизвестной женщины, подарившей современной науке свою нижнюю челюсть (mandibula), в 1492 году, на берег со товарищами высадился Христофор Колумб. Великий мореплаватель ошибочно назвал "индейцами" представителей народности таино (Taíno). Впрочем "Википедия" (без ссылки на какие-либо источники) сообщает, что слово таино "было введено в обиход как этноним в XX веке. До этого в ходу были другие этнонимы, такие как макори, сигуайи, лукайо, сибонеи и др.

Острова Карибского бассейна были одной из последних частей Америки, которую начали заселять примерно восемь тысяч лет назад. К моменту европейской колонизации острова представляли собой сложную мозаику, состоящую из разных обществ и культур. Культура таино преобладала на Большом, а также на Малых Антильских островах, а также на Багамах, где островитяне были известны как лукаяны, или лукайяны.

Чтобы проследить генетическое происхождение лукаянов, исследователи сравнили первобытный багамский геном с ранее опубликованными полногеномными (genomewide) наборами для более чем 40 групп современных коренных обитателей Северной и Южной Америки. Кроме того, они искали следы автохтонных обитателей Карибских островов в современных группах населения путем сравнения первобытного генома с 104 современными пуэрториканцами, включенными в проект 1000 геномов. Оказалось, что 10-15 процентов коренных американцев в этой группе тесно связаны с первобытным багамским геномом.

Исследование проводилось международной группой исследователей под руководством кандидата наук Ханнеса Шрёдера (Hannes Schroeder) и профессора Эске Уиллерслева (Eske Willerslev) в рамках проекта ERC Synergy NEXUS1492. Результаты исследования опубликованы в журнале "Труды Национальной академии наук" (Proceedings of the National Academy of Sciences, PNAS).

Ведущий автор исследования Шрёдер из Копенгагенского университета, который проводил исследование в рамках проекта NEXUS1492, в интервью журналу Popular Archaeology отметил: "Это захватывающее открытие. Многие книги по истории расскажут вам, что коренное население стран Карибского бассейна было почти уничтожено, но люди, которые сами себя идентифицируют как таино, всегда неизменно высказывались о существовании преемственности. Теперь мы знаем, что они были правы с самого начала: в Карибском бассейне была некая форма генетической непрерывности".

Уиллерслев, который занимает две должности: одну — в колледже Святого Джона при Кембриджском университете, другую — в Копенгагенском университете, — к словам своего коллеги добавил: "Всегда было понятно, что население Карибского региона имеет своими предками коренных американцев, но поскольку регион обладает такой сложной историей миграции, до настоящего времени это было трудно доказать, особенно по отношению к аборигенам Карибского бассейна".

Исследователи смогли также проследить генетическое происхождение туземцев Карибских островов, показывая, что они наиболее тесно связаны с говорящими на аравакских языках группами, которые сегодня проживают в некоторых частях Северной Америки. Это говорит о том, что происхождение, по крайней мере, некоторых людей, которые мигрировали в Карибский бассейн, можно проследить до бассейнов Амазонки и Ориноко, где развивались аравакские (майпурские) языки.

Наибольшее количество говорящих на аравакских языках проживают в Венесуэле, Колумбии, Гондурасе и Перу.

Профессор Коринна Хофман (Corinne Hofman) из Лейденского университета, руководитель проекта NEXUS1492, утверждает: "Судя по археологическим данным, мы всегда предполагали, что большая часть населения Карибского бассейна происходит из Южной Америки и что они сохраняют социальные структуры, которые выходят далеко за пределы локального масштаба. Исторически сложилось так, что было трудно подкрепить эту мысль с помощью первобытной ДНК из-за ее плохого состояния. Однако это исследование показывает, что можно получить первобытные геномы из Карибского бассейна, что открывает новые захватывающие возможности для дальнейших исследований".