Кровь человека может рассказать о его возрасте

Группа ученых из Университета Эразмус в Роттердаме разработала новый метод определения возраста человека, что может быть использовано в криминалистике. Эта технология позволяет определить возраст с существенной погрешностью в девять лет, что тем не менее может оказаться достаточным для сужения круга подозреваемых лиц в каждом конкретном случае.

Несмотря на то что данная методика основана на ставшем уже традиционным способе анализа ДНК подозреваемого, у нее есть одно принципиальное отличие. Как правило, специалисты работают с ядерной или митохондриальной нуклеиновой кислотой любой клетки, однако, по свидетельству криминальных экспертов, это весьма неудобно. Кроме того, все подобные методики не очень-то и точны.

Голландские ученые, работавшие под руководством доктора Манфреда Кайзера, обратили внимание на ДНК из ядер Т-клеток иммунной системы человека, которые циркулируют в крови и выполняют работу по уничтожению чужеродных объектов, проникших в организм. Эти маленькие защитники должны уметь распознавать новые опасные объекты и адекватно реагировать на их появление. Для этого Т-клеткам необходимо постоянно обновлять рецепторы на своей поверхности, в том числе разрабатывая новые, чтобы точно определять угрозу организму.

Ученые установили, что это достигается за счет отрезания небольших фрагментов ДНК, кодирующих антитела, ставшие уже "неактуальными", и составления из них новых последовательностей, в которых содержится информация об антителах, необходимых в конкретный момент времени. В результате такого процесса образуются круговые фрагменты нуклеиновой кислоты, не несущие никакой функции и являющиеся отходами процесса реорганизации этой молекулы. Они остаются в ядре включенными в состав ДНК достаточно долго, поскольку уничтожить этот "мусор" или удалить его из наследственного центра клетки некому.

Читайте также: Раскрыта тайна белка-убийцы

Исследования нидерландских иммунологов показали, что, оказывается, вполне возможно определить количество таких "узелков" в наследственном веществе Т-клеток. Более того, ученые установили, что с возрастом их количество уменьшается. Причина этого достаточно проста — старея, человеческий организм производит все меньше и меньше защитных клеток. Именно поэтому, кстати, пожилые люди чаще болеют, да и переносят болезни намного тяжелее, чем молодые.

При проведении исследования ученые обработали образцы крови 195 здоровых человек в возрасте от нескольких недель до восьмидесяти лет. Как выяснилось, оценка количества "узелков" в ДНК Т-клеток позволяет определить возраст человека с возможной поправкой на девять лет в ту или иную сторону. Конечно, это не совсем то, что нужно криминалистам, однако исследователи надеются в дальнейшем усовершенствовать методику и снизить погрешность до одного-двух лет.

Голландские иммунологи уверены, что предложенная ими методика будет весьма востребована, поскольку до этого не было ни одного способа, позволявшего биохимическими методами определить возраст подозреваемого. Кроме того, они уверены, что "узелковое письмо" нитей ДНК клеток иммунной системы сможет рассказать о том, какими болезнями и в каком возрасте болел их хозяин. А это, в своюочередь, поможет следствию воссоздать более полный и детальный портрет личности предполагаемого преступника.

"Сегодня методы ДНК-анализа, используемые в криминалистике, позволяют выявить потенциальных преступников только при полном совпадении их образцов ДНК с имеющимися в базе данных. Этот метод не может дать результата при отсутствии фрагмента ДНК, с которым необходимо сравнить генетический материал подозреваемых. В нашем случае сравнения не требуется, и определение даже примерного возраста преступника может значительно сузить круг подозреваемых", — прокомментировал результаты исследования доктор Кайзер.

Авторы методики намерены в будущем повысить ее точность за счет использования особенностей других клеток, содержащихся в крови людей и связанных с возрастом человека. В настоящее время аналитическая методика проходит испытания с участием профессиональных криминалистов.

Интересно, что несколько раньше американские молекулярные биологи из университета Юты пришли к выводу, что химический анализ волос человека поможет узнать о его местонахождении в различные периоды времени. "Организм забирает атомы водорода и кислорода из воды и различных напитков и соединяет их с протеинами, содержащимися в том числе в волосах. И водород, и кислород существуют в разных формах или изотопах. В каждом географическом регионе имеется свое соотношение изотопов в волосах, которое можно вычислить", — говорит руководитель исследования Лесли Чессон.

Известно, что производители напитков в основном используют местную воду при изготовлении продуктов. Следовательно, образцы изотопов могут стать своеобразной химической отметкой, которую каждый город оставляет в волосах человека. Чтобы подтвердить эту догадку, биологи проанализировали образцы изотопов, содержащихся в газированной воде, лимонаде и пиве в 33 американских городах.

Выяснилось, что в каждом месте изотопные соотношения были уникальными, то есть свойственными только этому конкретному району. Затем ученые исследовали волосы местных жителей и обнаружили, что эти уникальные соотношения можно обнаружить в составе волосяных белков. После чего добровольцам было предложено прокатиться по указанному маршруту и при этом обязательно утолять жажду местными напитками и ни разу не стричься.

В результате ученые обнаружили, что волосы испытуемых сохранили всю информацию о том, где они пребывали в течение эксперимента. Это открытие, считают ученые, поможет выявлять истинное происхождение напитков, а также позволит проследить маршрут скрывающегося от правосудия преступника.