Тайные запасы воды на Луне стали явными

До сих пор принято было считать, что естественный спутник Земли пустынный и безжизненный. В 1960-е и 1970-е годы американские космические корабли "Аполлон" привозили из экспедиций образцы пород с молекулами воды, но ученые считали, что та вода имеет земное происхождение и случайно попала в пробы при сборе.

Однако недавно эта точка зрения подверглась пересмотру: исследователи пришли к выводу о том, что на Луне все-таки есть вода, хотя при этом небесное тело все равно куда суше и безжизненнее любой земной пустыни.

Тем не менее теперь, когда с высокой степенью определенности заговорили о наличии на спутнике Земли потенциальных источников воды, можно вести речь и о лунной колонизации.

Научная фантастика кажется сейчас более реальной благодаря трем разным космическим исследовательским миссиям. Изучив их итоги, специалисты сошлись во мнениях о том, что на Луне имеется вода, причем в достаточно больших количествах.

Читайте также: Лунные колонизаторы будут дышать грунтом

Конечно, о полноводных реках, озерах и тем более океанах речь не идет. Воду обнаружили в частицах пыли, покрывающей поверхность спутника, особенно на полюсах, пишет британская газета Daily Telegraph.

Сотрудник Университета Брауна Карл Питерс отмечает, что лунная вода - это не жидкость, а молекулы с гидроксилами (кислород и водород). Они вступают во взаимодействие с молекулами скальных пород и пылевых частиц в поверхностном слое лунного грунта.

Питерс и его коллеги изучали данные, собранные по итогам первой индийской лунной миссии. Орбитальный космический аппарат "Чандраян-1" провел спектрографическое исследование поверхности спутника Земли, что позволило ученым установить наличие на ней связанных между собой атомов водорода и кислорода.

Напомним, что "Чандраян-1" был запущен около года назад и успел совершить примерно 3,4 тысячи оборотов вокруг Луны, передавая на Землю данные о лунной поверхности и снимки.

Однако летом у аппарата перестал работать один датчик, что поставило под угрозу всю исследовательскую миссию.

Тайные запасы воды на Луне стали явными
В конце августа связь с "Чандраяном-1" была нарушена, и восстановить ее уже не удалось, поэтому спустя день Индия объявила о завершении проекта.

Владимир Губарев: Не поздно ли заигрывать с Луной?

Тем не менее данных, которые были получены в ходе работы аппарата, хватило для того, чтобы сделать "водное" открытие. Руководитель проекта, доктор Милсвами Аннадурай из индийской Организации космических исследований в Бангалоре, заявил в интервью газете Times: "Это открытие принесло нам большое удовлетворение. Обнаружение свидетельства наличия воды на Луне было одной из главных целей миссии".

Установленный на "Чандраяне-1" спектрометр M3 был изготовлен специалистами NASA в числе других 11 инструментов для индийского космического аппарата. В отличие от лунных спектрометров предыдущих моделей, он обладал высокой чувствительностью, достаточной для обнаружения воды даже в сравнительно небольших количествах.

Американские ученые - Роджер Кларк и другие сотрудники Геологической службы США - для своих исследований воспользовались данными со спектрометра телескопа Cassini и тоже выявили на лунной поверхности излучение, присущее соединениям кислорода с водородом.

Смотрите ФОТО: Первые прогулки по Луне

Третья группа исследователей, также сумевшая доказать наличие воды на Луне, - это специалисты из Университета Мериленда во главе с Джессикой Саншайн, которые изучали инфракрасные снимки лунной поверхности, сделанные орбитальным телескопом Deep Impact. Результаты всех трех исследований будут опубликованы в журнале Science.

На вопрос о том, откуда на Луне вода, однозначного ответа пока нет. На этот счет существуют несколько точек зрения. Одни ученые полагают, что ее молекулы занесли на спутник Земли кометы. Другие считают, что вода появилась в результате множественных столкновений Луны с метеоритами, вызвавших выход на поверхность грунтовых вод.

Кроме того, существует теория формирования жидкости из атомов кислорода, присутствующих на поверхности Луны, и водорода Солнечного ветра - потока ионизированных частиц водорода и гелия, исходящего от Солнца, как и от любой другой звезды.

Читайте самые свежие новости на главной странице .