Как домашние кошки покорили весь мир

Сегодня трудно представить что человечество когда-то могло обходится без кошек. Новое генетическое исследование открывает нам, как африканская дикая кошка превратилась в домашнего тигра.

Домашние кошки живут и процветают в самых отдаленных уголках Земли, кроме Антарктиды. Эволюционный успех кошек не вызывает сомнений, но между этими пушистыми созданиями и их дикими предшественниками существует несколько серьезных различий.

Как свидетельствуют результаты археологических раскопок на Кипре, кошки жили рядом с человеком примерно девять с половиной тысяч лет назад. Процесс доместикации четвероногих любимцев в Китае начался около пяти тысяч лет назад. До эпохи Среднего царства (между 2040 и 1783 или 1640 до нашей эры) кошки в Древнем Египте прятались в камышовых зарослях и разоряли гнезда, подобно другим хищникам, которые охотились за пернатыми. В конце концов кошка поселилась в доме, не утратив при этом своего независимого характера, и отлично поладила с другими домашними животными египтян: с обезьяной и собакой. На одном небольшом памятнике кошка изображена напротив гуся как олицетворение всемогущего бога Амона и его супруги Мут.

За тысячелетия человек многое узнал о своих домашних любимцах — кроме того, как кошки стали ручными, сумев превзойти в этом качестве других животных. В частности, в римском обществе большей популярностью в качестве охотника за грызунами пользовалась ласка. Тем не менее кошка взяла верх над всеми своими соперниками не в последнюю очередь благодаря превосходству своей тактики в охоте за вредителями, способу нападать из засады, лучшей адаптации к городским условиям и, конечно же, своей потрясающей домовитостью и благорасположением к людям. До сих пор практически ничего не знали о том, от какого из пяти известных подвидов диких кошек произошли наши домашние кошки. Новый генетический анализ домашних кошек, опубликованный в журнале Nature Ecology & Evolution, помогает выяснить их родословную и процесс одомашнивания.

Для выяснения эволюции кошек палеогенетик Клаудио Оттони и его коллеги из бельгийского университета города Лёвен, которые специализируются на биомолекулярной археологии, изучили генетический материал, извлеченный из костей, зубов и кошачьей шерсти двухсот особей. Останки животных из различных археологических раскопок в странах Леванта, Ближнего Востока, Северной и Восточной Африки, а также Европы датированы периодом от девяти тысяч до ста лет.

Результаты исследования митохондриальной ДНК показали, что прародителем современной домашней кошки оказался подвид африканской дикой кошки Felis silvestris lybica. Его русское название — степной кот. Этот уроженец Африки и Среднего Востока именно из последнего региона начал свое триумфальное шествие по всей планете, заглянув почти в каждый дом и уголок.

Попытки проследить кошачью родословную предпринимались и ранее, но соавтор исследования Тьерри Гранж из Национального центра научных исследований Франции (CNRS) и парижского университета имени Дени Дидро указал, что новое крупномасштабное исследование стало возможным лишь благодаря развитию в последние годы методов молекулярной биологии. Эти методы позволили провести скрининг большого количества генетических образцов из районов с такими климатическими условиями, которые неблагоприятны для сохранения ДНК. В первую очередь сказанное касается некоторых стран арабского мира и Египта.

Не подвергая сомнению тот факт, что кошка появилась в жизни человека в раннем палеолите примерно девять тысяч лет назад; ученые до сих пор не уверены, представляла ли собой дикая кошка в то время лишь объект для охотничьего промысла. Генетические исследования и археологические находки свидетельствуют, что дикие кошки сразу же появились у первых поселений на заре развития примитивного сельского хозяйства. Амбары для хранения зерна и прочих пищевых продуктов привлекали грызунов и других мелких млекопитающих, которые в свою очередь пробуждали инстинкт в хищных диких кошках. Сначала люди просто прикармливали понравившихся им кошек, но затем их отношения стали развиваться.

Кошку приручили или, по крайней мере, она начала жить в доме на Ближнем Востоке где-то шесть с половиной тысяч лет назад. Невозможно установить, привезли ли кошек оттуда в Египет или они были вторично и независимо от соседей одомашнены там в первом тысячелетии до нашей эры. Третьим возможным очагом доместикации кошек в этот же период являлось восточное Средиземноморье.

Исследователями идентифицированы две отличные друг от друга родословные Felis silvestris в качестве подклассов IV-A и IV-C. Интересно, что большинство ныне живущих домашних кошек связаны именно с этими генеалогиями. Это означает, что многие предки сегодняшних кошек происходят из Передней Азии (Турция, Сирия, Ирак, Иордания, Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова) и Египта.

Путем скрещивания с местными дикими кошками на протяжении многих лет появилось потомство — от ныне вымершего мексиканского голого кота до сиамских кошек. Ареал распространения кошек значительно увеличился благодаря мореплаванию. Из страны пирамид и фараонов эти четвероногие охотно перемещались в новые для себя земли. Видимо, их привлекало обилие рыбы за бортом и наличие грызунов на судне.

Сумасшедшие новости: вся правда о кошках!