В поисках "родственников" Солнца

Опубликованы результаты поиска звезд, родившихся одновременно с Солнцем. Исследование этих "небесных братьев" поможет объяснить происхождение нашего светила. Но в пределах 100 парсек от Солнца его сверстников не обнаружено. Где же они прячутся? Подробнее о солнечных аналогах "Правде.Ру" рассказала кандидат физико-математических наук Мария Лукичева.

Примерно 5 миллиардов лет назад Солнце сконденсировалось из облака газа и пыли — настолько огромного, что в его пределах зародилось порядка тысячи звезд. Конечно, и по возрасту, и по химическому составу они должны быть очень близки Солнцу.

Исследование этих "звездных братьев" может дать ответы на многие вопросы происхождения нашей звезды. Их распределение в пределах галактики покажет, какой путь за это время проделало Солнце и как это перемещение сказалось на климате и других особенностях Земли, а возможно — и развитии жизни. Их состав даст объяснение тому, отчего Солнце богато тяжелыми элементами — в отличие от его современных галактических соседей.

Но главное остается непонятным — где же находятся все эти "родственники" нашего светила? Первое детальное исследование на этот счет закончили недавно американские и голландские астрономы. Сразу скажем: результаты разочаровывают.

Читайте также: WASP перевернул астрономию с ног на голову

Проблема задачи — в самом ее масштабе. То, как мы сегодня представляем себе процесс звездообразования, позволяет говорить о нем, как о явлении динамическом и даже хаотическом.

Сложные гравитационные взаимодействия буквально выбрасывают молодые звезды из материнского газопылевого облака. Поэтому к настоящему времени тысяча "сверстников Солнца" могут быть раскиданы на бесконечных просторах в пределах трех тысяч световых лет от нас. А в этих пределах насчитывается около 100 миллионов звезд.

Кроме того, достаточно точной информацией мы обладаем лишь о 100 тысячах из них. Получена она была в начале 1990-х благодаря миссии Hipparcos. Все эти звезды находятся на достаточно близких расстояниях, порядка нескольких сотен световых лет от Земли, и, конечно, их количество не позволяет говорить о том, что мы располагаем нужными данными для создания точной "карты" нашего близкого звездного окружения.

Но на всякий случай ученые проанализировали эти более-менее изученные звезды на предмет сходства с Солнцем — ни одна не подошла по этому критерию. Только звезда седьмой величины HIP 21158, расположенная в созвездии Тельца, имеет нужный возраст и параметры траектории. Но скорость ее несколько выше, чем ожидалось.