Мышечную дистрофию смогут вылечить

Международная группа ученых опубликовала результаты своих экспериментов по поиску эффективной терапии против мышечной дистрофии Дюшенна. Им удалось полностью излечить свойственную собакам форму этого заболевания у молодого пса, применив новый подход к генетическим манипуляциям.

Мышечная дистрофия Дюшенна является самым распространенным заболеваний скелетных мышц, передающихся по наследству. Один из 3600 младенцев мужского пола рождается с этим пороком, который примерно к 12 годам приводит больного к потере способности передвигаться. Болезнь сопровождается деформацией костей скелета, а сами мышцы постепенно сменяются жировыми и фиброзными тканями. Люди, пораженные дистрофией Дюшенна, редко разменивают третий десяток.

Дистрофия передается вместе с Х-хромосомой и действует на генетическом уровне, вызывая нарушения выработки дистрофина – протеина, отвечающего за строение мускульных клеток. Организм больного не может вырабатывать достаточное количество дистрофина, которое могло бы компенсировать получаемые от заболевания разрушения. В следствие этого в клеточных мембранах образуются отверстия, способствующие деградации мышц.

Читайте также " Древний вирус помог человеку развиться "

В процессе поиска действенного лечения ученые использовали необычный для подобного рода исследований подход, известный под названием «анти-чутье». Вместо того чтобы производить замену поврежденного гена его полностью функциональной копией, они создали короткие цепочки ДНК и РНК, которые перекрывают пораженные участки и блокируют их работу. Подобная методика уже проходит испытания в рамках поиска лекарств от рака, диабета и аутоиммунных заболеваний.

На идею применить «анти-чутье» генетиков подтолкнуло сравнение двух заболеваний – мышечных дистрофий Дюшенна и Беккера (МДД и МДБ соответственно). Обе болезни действуют одинаково, блокируя воспроизводство дистрофина, однако МДБ имеет более легкое течение и имеет больше шансов на излечение.

Парадоксально, но пациенты, больные МДБ, теряли огромные куски генетического кода – больше чем их товарищи по несчастью, страдающие МДД, при этом чувствуя себя гораздо лучше. Анализ показал, что в механизме дистрофии играет роль не количество потерянных генов, а то, какую роль эта потеря сыграла в функциональности оставшейся генетической последовательности.

Оказалось, что дистрофия Дюшенна вызывает мутации, препятствующие чтению сохранившихся ДНК, как если бы их зашифровали. В то же время организм больных МДБ оставляет за собой доступ к генетической информации и может производить пусть небольшое, но полностью эффективное количество дистрофина.

Ученые приняли решение заблокировать пораженные МДД участники генетического кода, чтобы помешать путанице, которую они привносят. Таким образом, им удалось бы сделать своеобразный «откат» дистрофии до более легкого уровня заболевания. Эксперимент был поставлен на собаках породы бигль, страдающих собачьей формой МДД.

Трем молодым псам на протяжении нескольких недель делали внутривенные инъекции трех разных молекул «анти-чутья». В результате у всех особей улучшились моторные функции, начался существенный прогресс мышечного развития, а уровень выработки дистрофина в клетках поднялся до 26 процентов от нормы. Фактически, их состояние можно было приравнять к людям, больным мышечной дистрофией Беккера.

Блокирующие заболевания молекулы - морфолино, были открыты и впервые испытаны в 2007 году. В отличие от многих других генетических материалов, они не распознаются, как чужеродные ДНК, поэтому могут быть введены внутривенно и доставлены в любую часть организма. Руководитель проекта Эрик Хоффман уверяет, что завершившиеся испытания стали первым случаем использования морфолино в организме крупных животных – до этого опыты ставились только на грызунах.

Нейробиологи и генетики, участвовавшие в опытах, уверены, что полученный результат можно будет воспроизвести на пациентах-людях с неменьшей эффективностью. Единственное, в чем ученые сомневаются – это в способности морфолино оказать положительный эффект во всех без исключения случаях. В опыте с собаками было отмечено несколько примеров, когда лечение не принесло плодов из-за персональной лекарственной несовместимости – клетки-макрофаги в крови просто поедали морфолино.

Тем не менее, независимые медицинские эксперты, изучив результаты опытов Эрика Хоффмана и его коллег, признали новую методику и дали разрешение на продолжение клинических испытаний. По их оценкам, новый класс лекарственных препаратов поможет как минимум 15 процентам больных дистрофией Дюшенна вернуться к нормальной жизни.