До чего "допрыгался" ген свиньи?

Недавно ученые полностью расшифровали геном свиньи, что позволило им сходу сделать несколько интересных открытий. Так, например, был обнаружен необычный ген ZBED6, существовавший у примитивных млекопитающих 150 миллионов лет назад. Об этом странном "прыгающем" гене и его роли в организме "Правда.Ру" побеседовала с генетиком Петром Галушным.

198861.jpegДомашние свиньи очень сильно отличаются от своих диких собратьев, несмотря на то, что их геномы очень схожи. У них гораздо больше мышечная масса, в то время как жировых отложений меньше.

"Это результат систематического скрещивания, которое происходило последние 60 лет. Так люди старались вывести породу, которая приносила бы больше мяса и меньше жира, - объясняет профессор Лейф Андерссон из Университета Уппсала. - Этим можно объяснить то, что сейчас свинина менее жирная, чем сто лет назад".

В начале 1990-х Андерссон и его коллеги Университета Уппсала и Шведского университета сельскохозяйственных наук начали эксперимент по скрещиванию дикого кабана с домашней свиньей. Они поставили перед собой задачу найти генетическое объяснение наблюдаемых изменений.

Читайте также "Свинья -  самый близкий друг человека"

В результате несколько лет назад им удалось выявить мутацию в ДНК-последовательности, регулирующей важные факторы роста (IGF2). Оказалось, что у дикой и домашней свиньи здесь наблюдаются огромные различия.

Потребовался не один год, чтобы при помощи специального лабораторного оборудования и новых научных методик выявить и изолировать протеин, который заставляет ДНК-последовательность так менять физическую кондицию хрюшек. К удивлению ученых, это оказался ранее неизвестный протеин ZBED6. Дальнейшие исследования показали, что он присутствует в организме всех плацентарных млекопитающих, включая человека.

В 1983 году Барбара МакКлинток получила Нобелевскую премию за обнаружение генетических элементов, способных менять свою локализацию в хромосоме. Такие соединения получили название "прыгающих" или "кочующих" генов.

Обнаруженный ген ZBED6, вырабатывающий одноименный протеин, так же относится к этой группе генов. Он был обнаружен в останках млекопитающих, населявших Землю 150 миллионов лет назад на границе юрского и мелового периодов.

Смотрите фоторепортажи в разделе "История, наука"

198862.jpegНазначение ZBED6 пока остается для ученых загадкой. Предварительные исследования показывают, что он регулирует работу не только факторов роста мышечной массы, но и сотен, если не тысяч других генов организма. Кроме того, стало известно, что снижение активности этого протеина увеличивает риск заболевания рядом недугов.

Корреспондент "Правды.Ру" попросил прокомментировать это открытие генетика, кандидата биологических наук Петра Галушного.

"Мы очень неплохо разбираемся в генетической природе человека, но и здесь есть "белые пятна". Кроме того, даже обнаружив ту или иную генетическую последовательность, мы долго не можем разобраться в ней и понять ее предназначение. Это нормальный научный процесс, и вряд ли мы когда-нибудь сможем поставить в нем точку.

Генетическое влияние на факторы роста мышечной массы - очень важное исследование не только для теоретической науки, но и для таких практичных областей, как физиология.

Возможно, разгадка ZBED6 поможет найти и устранить причину таких заболеваний, как мышечная дистрофия и ожирение, вызванное нарушением обмена веществ. Обе этих болезни имеют генетический механизм, но распознать его и исправить пока никому не удалось".