Цинковый порошок
Цинковый порошок "примирил" наночастицы с окружающей средой

Современное производство наноматериалов никак нельзя назвать экологически чистым. Да и большинство производимых изделий излишне токсичны, так что далеко не все из них можно использовать в быту или медицинской технике. Но исследователям из Саудовской Аравии удалось решить проблему. Они смогли впервые создать полностью безопасное нанопроизводство, продукция которого может быть использована везде без ограничений.

Для своей работы арабские ученые использовали оксид цинка – вещество, имеющее широкий спектр применения. Из него производят наногранулы и нанотрубки, диаметр которых не превышает 100 нанометров.

В такой форме оксид применяют как в пищевой промышленности (например, в качестве компонента готовых завтраков), так и в медицине. Кроме того, он нашел применение в косметологии и стоматологии благодаря своей способности защищать кожу и эмаль зубов от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

Читайте также "Золотое нанояйцо ставит диагноз и лечит"

Но и это далеко не все области применения оксида цинка. Еще – электроника, из него делают компоненты лазеров и светодиодных ламп. Его способность притягивать и удерживать молекулы газов позволяет делать чувствительные детекторы, улавливающие малейшие утечки опасных веществ.

Но для создания столь полезного материала до настоящего времени существовало только «грязное» производство, и многие потенциальные сферы применения были закрыты для оксида цинка.

Цинковый порошок
Цинковый порошок "примирил" наночастицы с окружающей средой
Ситуацию исправило революционное достижение трех ученых из Саудовской Аравии, работающих и преподающих в Университете короля Халида и Университете короля Абдул-Азиза.

Построив собственную лабораторию по производству цинковых наночастиц, исследователи смогли найти экологически безопасный способ для создания биосовместимого материала. При этом им не пришлось совершать крупных научных открытий – они использовали свойства хорошо известной науке реакции взаимодействия воды и цинка.

«Поскольку вода является мягким растворителем и при этом совершенно не токсична, получающиеся наноматериалы из цинка пригодны для использования в медицине и других биологических областях», - говорит один из авторов исследования доктор физики Шах.

Технология производственного процесса выглядит следующим образом. Мельчайший порошок из цинка добавляется в воду и тщательно перемешивается. Получившая взвесь несколько минут подвергается воздействию ультразвука, а затем прогревается при температуре 200 градусов Цельсия в течение 24 часов.

Получившийся результат ученые проанализировали при помощи рентгеноскопии и электронного микроскопа. Оказалось, что их метод позволяет производить абсолютно идентичные наночастицы – при соблюдении ряда условий получаются сотни тысяч наноблизнецов, с размером от 30 до 100 нанометров.

Арабские физики уверены, что открыли уникальный метод создания наночастиц с высокой экономической эффективностью и без вреда для окружающей среды. При этом используемая вода не обязательно должна быть кристально чистой, а значит, при массовом производстве не потребуются сложные очистные и опреснительные системы.