Амфибий "выгнало" на сушу глобальное потепление

На территории штата Пенсильвания (США) ученые обнаружили окаменелые останки одной из древнейших амфибий, получившей название Fedexia striegeli. Исследование находки показало: эти сухопутные позвоночные появились на Земле более 300 миллионов лет назад и имеют странные анатомические особенности. Причиной же их выхода на сушу стало глобальное потепление.

На территории штата Пенсильвания ученые обнаружили окаменелые останки одного из древнейших сухопутных позвоночных животных — земноводного, преимущественно обитавшего на суше и лишь иногда спускавшегося в водоемы для спаривания или кладки яиц. Находка была сделана в древних скальных породах возрастом 300 миллионов лет, недалеко от Международного аэропорта Питтсбурга.

Эта территория к концу каменноугольного периода находилась вблизи экватора доисторической Земли, и здесь шли обильные дожди. В то далекое время происходило формирование топей и болот, превратившихся к настоящему времени в залежи каменного угля.

Заболоченная местность доисторической Пенсильвании, по мнению исследователей, была заселена, главным образом, хищными амфибиями, которые большую часть жизни проводили, не вылезая из воды. Однако постепенное потепление климата и иссушение болот, судя по всему, заставили этих животных эволюционировать в новые формы, более приспособленные к жизни на суше.

Читайте также: Древние гиганты приоткрыли тайны океана

Новый вид древних животных, останки которых недавно были обнаружены археологами, получил название Fedexia striegeli, по названию компании FedEx, на территории которой была совершена находка, и имени молодого первооткрывателя Адама Стригеля (Adam Striegel), обнаружившего окаменелость во время полевых занятий в Питтсбургском университете.

Отличительной особенностью Fedexia striegeli является не только необычайно древний возраст, но и сохранившееся трехмерное строение черепной коробки и челюсти позвоночного, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Annals of Carnegie Museum.

Благодаря прекрасно сохранившемуся черепу амфибии ученые без труда сумели распознать в ней особь, относящуюся к земноводным из группы темноспондильных и семейства трематопид. Ключевой особенностью трематопид, по сравнению с другими амфибиями, обитавшими в каменноугольном периоде, являются сильно удлиненные ноздри, частично разделенные на переднюю и заднюю части.

Некоторые ученые считают, что такое анатомическое строение было приспособлением, позволявшим лучше различать запахи. Кроме того, ноздри могли нести на себе железу, отвечающую за вывод избыточного количества соли из организма: обе эти функции помогали бы амфибиям выжить при сухопутном образе жизни.