Неандертальцы баловались живописью

До недавнего времени археологической и культурологической сенсацией являлась пещера Шове. В ней находились самые ранние из известных образцов живописи — наскальные изображения, нарисованные более 30 тысяч лет назад. Недавно в другой пещере Нерха найдены более древние примеры художественного творчества, которым, возможно, занимались неандертальцы.

Пещера Шове (Chauvet) находится на юге Франции, в департаменте Ардеш, на крутом берегу каньона одного из притоков реки Роны. Пещера была открыта совсем недавно, 18 декабря 1994 года, группой спелеологов. Проведенные за эти годы исследования пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита. В настоящее время ученые придерживаются мнения, что Человек разумный начал заниматься творчеством почти на пять тысячелетий раньше, чем это было принято считать. Чтобы сделать такой вывод, специалисты изучили свыше 400 пещерных рисунков с изображениями различных животных и символов. Метод радиоуглеродной датировки позволил определить возраст рисунков. Они были созданы в интервале 35 000 и 33 000 лет назад.

Недавно в испанских пещерах Нерха (Nerja), находящихся недалеко от Малаги в Андалузии, неожиданно обнаружили более древние наскальные рисунки. Пещеры Нерхи, представляют собой ряд внушительных пещер, которые были обнаружены в 1959 году пятью мальчиками. Они известны самым большим в мире сталагмитом, высота которого достигает 32 метров.

В отличие от французских пещер Шове, куда из-за боязни нанести вред настенной живописи, запрещен вход туристам, в пещеры Нерха посетители допускаются. Для этой цели в 1960 году к двум уже имеющимся естественным лазам был сделан расширенный проход, через который водят экскурсии. После того, как археологи нашли уникальные образцы древней живописи в пещерах Нерха, может случиться так, что вход в них перестанет быть общедоступным.

Читайте также: Испанская пещера раскрыла тайны предков

Шесть рисунков представляют собой изображение тюленя или морского котика. На этих ластоногих охотились местные рыбаки. Радиоуглеродный анализ остатков древесного угля указал, что они были созданы между 43,5-42,3 тысяч лет назад. Следовательно, эти рисунки значительно более древние по сравнению с наскальными изображениями во французской пещере Шове.

Профессор Хосе Луис Санчидриан (José Luis Sanchidrián) из университета Кордовы, как сообщает британская газета Daily Mail, назвал это эпохальное открытие "академической бомбой". Потому что, по его словам, они не имеют аналогов в искусстве палеолита и, возможно, были созданы неандертальцами. Все предыдущие наскальные изображения приписывались исключительно живописному таланту Homo sapiens.

Ученые надеются установить точный возраст, проверяя непосредственно пигменты краски, но их исследованию препятствует нехватка наличных средств. Антонио Гарридо (Antonio Garrido), ответственный за сохранность пещер, сказал, что эти изображения могли бы изменить наш взгляд на неандертальцев, которых часто представляют не способными к творчеству обезьяноподобными существами.

Теперь некоторые исследователи думают, что у неандертальцев были способности к творческому воображению ничуть не меньшие, чем у "человека разумного".

Это открытие является "потенциально захватывающим", говорит британский специалист Пол Петтитт (Paul Pettitt) из университета Шеффилда. При этом ученый предостерегает от преждевременных выводов. Датировка наскальной живописи чревата потенциальными проблемами, но определение возраста картин — очень важное и необходимое дело.

"Даже некоторые места, которые нам очень хорошо известны, такие как пещера Шове во Франции, представляют собой большую проблему с точки зрения того, какого возраста они", — утверждает Петтитт на страницах портала NewScientist. Впрочем, и в том случае, если все-таки подтвердится тот возраст, о котором мы сейчас говорим, утверждает Петтитт, нельзя полностью исключить того, что наскальные рисунки были работой представителей вида Homo sapiens. По его выражению, мы не можем быть абсолютно уверены, что Человек разумный обитал в то время на юге Испании.

Со своей стороны Хосе Луис Санчидриан также не исключает возможности, что изображения в пещере были сделаны ранним Человеком разумным, но говорит, что эта теория является "намного более гипотетической", чем идея, что неандертальцы опередили их. Окончательная датировка пигментов краски изображений ластоногих из пещеры Нерхи должна быть сделана к концу 2013 года. Дальнейшие раскопки в пещере продолжаются.

К разряду общеизвестных фактов о неандертальцах относятся следующие: они жили в пещерах и исчезли примерно 37 000 лет назад. Вымирание неандертальцев некоторые ученые мужи объясняют либо климатическими изменениями, либо тем, что они были вытеснены представителями Homo sapiens.