Вечная палитра цивилизации майя

214479.jpegДревняя цивилизация майя оставила нам немало загадок. Одна из них, над которой исследователи бились до недавних пор, сохранивший яркость синий цвет. Им оформлялись скульптуры, стены, посуда. Французские ученые, изучив с помощью рентгеноструктурного и термогравиметрического анализа структуру материала, окрашенного Maya Blue, раскрыли его секрет.

Наряду с памятниками искусства и культуры древние майа оставили массу загадок, которые не всегда способна разгадать даже современная наука. Один секрет все же удалось недавно раскрыть французским ученым, правда, после долгих лет исследований.

Вопрос касается краски ярко-синего цвета (Maya Blue), которую майя использовали для оформления стен, скульптур и посуды. В то время, когда другие пигменты со временем разрушались и бесследно исчезали Maya Blue сохраняла свою яркость и дошла до нас, кажется, в первозданном виде.

Maya Blue была открыта еще в 1931 году и тогда еще ученые были озадачены "живучестью" и устойчивостью к воздействию этого цвета, найденного на доколумбовых предметах. Предположительно этот краситель был создан между шестым и восьмым веками.

Читайте также: Гробница племени соке "опередила" пирамиды майя

Ученые ломали головы над тем, что вызывает необычайную стойкость пигмента. Получающееся соединение чрезвычайно устойчиво к химическим воздействиям и к воздействию элементов окружающей среды.

И вот наконец секрет долголетия уникального синего красителя майя удалось раскрыть при помощи рентгеноструктурного и термогравиметрического анализа французским исследователям из Институтя Нееля (Франция) под руководством доктора Катерины Дижоэ. Как выяснилось, Maya Blue создавалась путем смешивания индиго (органической краски) с глиной палыгорскит. Последняя использовалась в Месоамерике с древних времен. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что майя были отлично знакомы с ее свойствами.

В результате серии современных анализов выяснилось, что загадка таилась в молекулярном строении глины палыгорскита в взаимодействии с индиго. Структура глины устроена так, что ее каркас пронизан тончайшими каналами, которые заполнены молекулами воды. При нагревании вода выводится из структуры материала, уступая свое место молекулам пигмента. А при охлаждении каналы оказываются закупоренными, что не дает красителю их покинуть.

214478.jpegЭто отчасти объясняет "долголетие" пигмента, но есть и небольшой нюанс. Индиго теряет свой цвет и становится желтым, если в нем разрушаются углерод-углеродные связи. Однако в Maya Blue эти связи защищены каналами палыгорскита — явление, известное как стерическое экранирование.