Астрономическая коллекция пополнилась планетой-океаном

С тех пор, как к поискам далеких миров подключились телескопы CoRoT и "Кеплер", астрономическая коллекция экзопланет растет изо дня в день. Недавно ученые обнаружили планету, ядро которой покрыто огромным океаном. О возможности зарождения жизни на ней "Правда.Ру" побеседовала с кандидатом физико-математических наук Николаем Поташевым.

198729.jpegЗапущенный недавно проект MEarth специализируется на поисках планетарных тел и звезд типа "красный карлик", относящихся к классу светимости М. Эти звезды считаются главными кандидатами на роль светил для инопланетных форм жизни.

Для работы проекта используется восемь стандартных телескопов наземного базирования с диаметром линз 40 сантиметров. Все они располагаются в обсерватории на горе Хопкинс (Аризона, США) и независимо друг от друга изучают более 2000 М-карликов.

Читайте также "Тайна черного шестиугольника Сатурна"

Новое открытие не стало неожиданностью. Ведь все системы MEarth работают в строгом соответствии с регламентом, практически в автоматическом режиме. Астрономы зафиксировали, что раз в 1,58 дней яркость свечения звезды GJ 1214 понижается на короткий промежуток примерно на 1,3 процента.

Такое поведение является одним из первых возможных признаков существования экзопланеты, которая в момент прохождения между GJ 1214 и Землей частично закрывает свет звезды.

О находке ученые проинформировали участников другого астрономического проекта по поиску экзопланет - HARPS project, в рамках которого исследуется смешение света звезд в красный или синий спектр под воздействием гравитационных полей их системы. Оборудование HARPS подтвердило факт наличия у GJ 1214 экзопланеты, а также помогло установить ее вес, который составил 6,55 масс Земли

Поскольку исследователи уже давно замерили параметры самой звезды, то по времени, в течение которого она перекрывает ее свет, участники проекта HARPS смогли также установить и радиус экзопланеты GJ 1214b - он составил 2,7 радиусов Земли. А зная массу и размеры, уже не составляет труда рассчитать плотность, которая оказалась в вдвое меньше, чем у Земли.

Вероятность того, что планета окажется газовым гигантом, исключилась, и у ученых осталось несколько вариантов. Так что же это может быть? Два предположения являются самыми вероятными. Первое описывает найденную находку, как каменное ядро, окруженное водородным телом. А второе - более интересное, поскольку позволяет представить GJ 1214b планетой, на которой в равных пропорциях представлена каменная порода и вода.

Скорее всего, кремниево-железное ядро GJ 1214b покрыто огромным океаном, заключенным, в свою очередь, в атмосферную оболочку из водорода и гелия. Определить точный коэффициент отражения воздушной оболочки пока не представляется возможным, но в любом случае температура на поверхности планеты находится в диапазоне от 393 до 555 градусов Кельвина. Это делает GJ 1214b самой холодной из найденных к настоящему моменту экзопланет.

Смотрите фоторепортажи в разделе "История, наука"

198730.jpegНижняя планка температуры всего на 20 градусов выше точки кипения воды, что примерно соответствует условиям, в которых зарождались первые микроорганизмы на Земле. С учетом того, что сама звезда GJ 1214 существует очень давно по галактическим меркам, астробиологии не исключают вероятность зарождения на обнаруженной планете жизни.

Сотрудник Государственного астрономического института им. Штейнберга, кандидат физико-математических наук Николай Поташев прокомментировал для "Правды.Ру" это открытие американских ученых.

"Система поиска и исследования экзопланет - это уже отлаженный комплекс научных работ. Достаточно обратить внимание, как оперативно открытие было донесено астрономами до коллег, чтобы понять - поиски новых миров давно перестали быть случайностью.

Это целая научная индустрия, в которую вовлечена самая совершенная и продвинутая техника. И главное, что эти усилия потрачены не зря - глядя на экзопланеты, мы не только думаем о путешествиях к ним. Мы можем изучить различные процессы галактического масштаба, которые касаются и нашей Земли.

Что же касается непосредственно GJ 1214b, то, хотя данных по этой планете еще недостаточно, она не может не привлекать внимание ученых своей низкой температурой поверхности и многими другими факторами, которые могут быть предпосылками к зарождению жизни".