Нептун починил взорванный парусник

Линейный корабль "Свердет", затонувший в XVII веке в акватории Балтийского моря у берегов острова Эланд, этим летом был обнаружен шведскими водолазами. Судно, которое пошло ко дну вблизи восточного побережья Швеции, сохранилось в хорошем состоянии. Это удивительно. Известно, что он был взорван.

Название парусного корабля Svärdetв переводе со шведского означает "меч". Его остов лежит на дне Балтики на глубине 70 метров к юго-востоку от берегов Эланда (Öland). Как полагают историки, это 50-метровое судно затонуло 1 июня 1676 года во время Эландского — самого крупного в истории морского сражения в Балтийском море, когда объединенный датско-голландский флот одержал победу над шведами.

Как сообщает норвежская газета Аftenbladet, водолазы не намерены называть точные координаты местонахождения затонувшего корабля из-за опасений, что артефакты с него будут расхищены "черными археологами". По этой причине остается непонятным, находятся ли затонувшие останки "Свердета" в территориальных водах Швеции или за их пределами.

Во время Эландского морского сражения также затонул линейный корабль шведского флота Kronan ("Корона") или Stora Kronan ("Большая корона"), обнаруженный еще в 1981 году. Тогда со дна подняли более 30 тысяч артефактов, большинство из которых в настоящее время выставлены в шведском Кальмарском музее (Kalmar County).

Читайте также: Пирата Дрейка достанут и через 400 лет

Найден еще один шведский военный корабль XVI века — Mars. С той только разницей, что это судно, построенное в 1561 году, затонуло намного раньше — во время морского сражения с датчанами в 1564 году у северных берегов Эланда, сообщает интернет-ресурс шведских водолазов Deep Sea Productions. Находка была сделана этим летом в ходе морской экспедиция, руководимой основателем Deep Sea Productions Карлом Дугласом (Carl Douglas).

В феврале 1676 года Дания объявила войну Швеции, хотя ее флот вышел в море, а сухопутная армия атаковала Мекленбург еще во второй половине прошлого года. Шведы готовы были вести военную кампанию не раньше осени 1676 года, но приближавшийся период осенних штормов мешал выполнению прекрасно задуманного плана. В результате серии неудач на море, сопровождавшихся большими потерями, военный суд Швеции отстранил от командования флотом фельдмаршала и адмирала барона Густава Отто Густавссона Стенбока (Gustav Otto Gustavsson Stenbock), обязав последнего выплатить расходы по вооружению флота — около 200 тысяч талеров серебром. Впоследствии король сократил эту сумму наполовину.

Причиной неудачи сочли не трусость командующего, а его неосведомленность в морских делах. Стенбок не получил морского образования. Однако правительство снова назначила командующим флотом не адмирала и даже не генерала, а способного человека, но совершенно не сведущего в морском деле, барона Лоренца Крейца-старшего (Lorentz Creutz den äldre).

Читайте также: Найдены сокровища потопленного судна

По данным германского адмирала Альфреда Штенцеля, автора монументального труда "История войн на море", "шведский флот состоял из 26 линейных кораблей, восьми фрегатов, восьми бригов, шести брандеров и 13 вооруженных купеческих судов с десантными войсками. Флот был разделен на четыре эскадры, с адмиралом и адмиралом-лейтенантом во главе. Флагманы: Клерк, Угла, Бэр, Бергенштерн. Флагманский корабль командующего флотом — Stora Kronan (126 орудий)".

В середине апреля 1676 года командующий датским флотом адмирал Нильс Юэль (Niels Juel) получил приказ овладеть островом Готланд, что он моментально и исполнил. Однако, когда адмирал 4 мая вышел в море, чтобы захватить остров Эзель, то был вынужден отказаться от своего смелого плана. Командующему доложили, что главные шведские силы готовы к походу. Во время крейсерства южнее Готланда к Юэлю присоединилась голландская эскадра из девяти кораблей под командой шаутбенахта Филипа ван Альмонда (Philips van Almonde) и четырех датских корабля под началом адмирала Иенсена Родстэна, так что состав датской эскадры увеличился до 15 линейных кораблей и 13 небольших судов.

Бой у острова Эланд начался около 11 часов. Флагманский корабль главнокомандующего союзным флотом голландского адмирал-лейтенанта Корнелиуса Тромпа (Cornelis Tromp), шедший пятым, попытался прикрыть своим огнем брандер, приближающийся к Stora Kronan. Тот открыл огонь из специально для этого отдраенной наветренной нижней батареи. Завязался длительный бой на параллельных курсах. По всей линии шли одиночные схватки.

Процитируем мнение знатока морского дела адмирала А. Штенцеля: "Вскоре после этого адмирал Угла, шедший за Крейцем, запросил сигналом разрешение сделать поворот, чтобы окружить передние датские корабли и отрезать их от главных сил, несколько отставших. Крейц разрешил, но в то же время поднял сигнал повернуть всему флоту; флагманскому кораблю он приказал поворачивать немедленно.

Его убеждали в необходимости перед поворотом убавить парусов, так как корабль неустойчив и к тому же имеет слишком мало балласта. Ему указывали на необходимость сначала закрепить орудия, так как при приведении к ветру они могут переброситься на подветренный борт и вызвать губительный для корабля крен. Все доводы не привели ни к чему; главнокомандующий настаивал на том, что флагманский корабль всегда должен поворачивать первым на неприятеля".

И далее историк флота сокрушается: "Вероятно, во всей военно-морской истории не найти столь нелепого приказания, как приведенное выше. Приказание было немедленно исполнено, флагманский корабль бросился к ветру, опасно накренившись во время поворота; когда нашел новый сильный шквал, он лег на левый борт и начал опрокидываться; незакрепленные орудия перекатились на подветренную сторону; полупортиков нижней батареи не успели задраить.

Читайте также: Клад с испанского галеона — это начало

В то время, как правый борт корабля был еще высоко над водой, загорелся пороховой погреб; в несколько минут сильнейший шведский корабль взлетел на воздух. Из 850 человек команды удалось спастись лишь 40; Крейц, его сын и адмирал-лейтенант Биорнрам утонули. Все это случилось в 16 милях севернее южной оконечности Эланда, на траверзе кирхи города Гюлтерстадт".

Что касается корабля адмирала Угла, то ему пришлось повернуть через фордевинд, чтобы не столкнуться с тонувшим Stora Kronan. Флагманский корабль адмирала Угла атаковали Тромп, Юэль и еще несколько находившихся поблизости кораблей. Svärdet потерял все мачты и был подожжен голландским брандером.

Корабль спустил флаг, но 62-летний адмирал Клас Угла (Claes, встречается разное написание его имени Claas, Clas или Klas Uggla) предпочел погибнуть вместе с кораблем, но не сдаться врагу. Корабль взлетел на воздух. Из 650 человек экипажа спаслось лишь 50. Адмирал Угла одним из последних бросился за борт.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Модернизируешь экономику – готовься на выход
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Военный аргумент: богатства Арктики прикроет "Илья Муромец"
Из живота грузинки достали ржавый пинцет, забытый 25 лет назад
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Минстрой России проведет проверку относительно роста тарифов в ЖКХ
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры