Генетическая родина американцев - Алтай

История индейцев Северной Америки до сих пор вызывает множество вопросов в научном мире. Культура этого народа по-прежнему остается таинственной, а его происхождение — загадочным из-за отсутствия указаний на то, кто был предком. Немного известно ученым и о сохранившихся потомках индейских племен. Однако недавно антропологи все же нашли таковых.

Настоящей сенсацией в научном мире стало последнее исследование американских ученых. Историки установили, что потомки древних людей, населяющих территорию Северной Америки около 5 000 лет назад, живы и сегодня. К такому выводу исследователи пришли после сравнения ДНК ископаемых останков, найденных на северном побережье Британской Колумбии в Канаде, и живых людей, принадлежащих к нескольким первым племенам из этих мест.

Это открытие ознаменовало собой очень важный шаг в изучении индейского народа, поскольку ранее ученые имели лишь сведения о его предках. Так, согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из северо-восточной Азии через исчезнувший более 12 тысяч лет назад так называемый "Берингийский мост" — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте Берингова пролива.

Читайте также: Предки Чингачгука охотились на Алтае

В свою очередь международная группа исследователей, в которую входили сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН, пришла к выводу, что генетической родиной первых американцев следует считать Алтай. Примерно 20-25 тысяч лет назад оттуда, по мнению ученых, вышли предки индейцев, расселившиеся по Сибири и в конечном итоге добравшиеся до Америки. Большой вклад в изучение истории индейского народа внесли генетические исследования. Так, в Y-хромосоме южных алтайцев исследователи обнаружили уникальные мутации, присутствующие в ДНК коренных американцев и известные как линия Q.

Последующие исследования показали, что почти все современные коренные американцы имеют в своей родословной следы шести женщин, которые пересекли Берингов пролив около 20 000 лет назад. Но получить более точные данные ученым оказалось крайне непросто. Дело в том, что после колонизации кровь европейских мужчин часто смешивалась с индейскими женщинами, отсюда ДНК из генома в целом и из хромосомы Y (мужской половой хромосомы) содержит значительную часть европейских маркеров.

Однако сегодня американским ученым удалось решить и эту проблему. Чтобы получить возможность исследовать только женскую часть ДНК, не содержащую в своем составе европейских маркеров, молекулярный антрополог из Университета штата Иллинойс Рипан Малхай и его коллеги выбрали для анализа митохондриальной ДНК, которая проводится в яйце и передается только по материнской линии.

С целью исследования ученые собрали ДНК шестидесяти в настоящее время живущих людей из племен Tsimshian, Haida и Nisga'a на северном побережье Британской Колумбии. Полученные образцы они сравнили с митохондриальной ДНК, выделенной из зубов четырех древних человеческих останков. Экспериментальные скелеты 6 000-летней и 5 500-летней давности были обнаружены вблизи древнего дома на одном из островов Люси (Lucy Islands) Британской Колумбии. Другая пара скелетов, участвовавших в исследовании ученых, 5 000 и 2 500-летней давности, была обнаружена на острове Додж (Dodge Island) в Британской Колумбии.

Результаты исследования показали, что ДНК трех живых представителей племен Tsimshian и Nisga'a соответствует ДНК из скелета, найденного на острове Додж. Кроме того, исследование показало, что у трех из скелетов ДНК соответствует как минимум одному из ныне живущих. "Мы находим связи, которые связывают материнские линии еще от середины голоцена, 5 000 лет назад, с живыми потомками, живущими сегодня в индейских общинах", — сказал молекулярный антрополог Рипан Малхай.

В свою очередь Дженнифер Рафф, антропологический генетик из Северо-западного университета в Иллинойсе, не принимавший непосредственного участия в исследовании, отметил, что особый интерес в этом исследовании вызывает находка ученых двух мтДНК и у древних людей и у современных жителей северо-западного побережья Америки. "Это говорит о том, что существует длинная непрерывная преемственность в заселении этого региона", — уверен Дженнифер Рафф.

Со своей стороны куратор Музея Северной Британской Колумбии историк Сьюзан Марсден отмечает, что важную роль в дальнейшем исследовании генетической истории региона может оказать изучение устных преданий индейцев. "Истории таких общин держались на устных преданиях, которые частично позволяют отслеживать матрилинейное наследие, и эти устные рассказы предполагают дальнейшие миграции в регионе за последние 5 000 лет", — считает историк.

Точку зрения Сьюзан Марсден разделяют и ее американские коллеги из Университета штата Иллинойс. На данный момент Рипан Малхай и его коллеги ведут дальнейшие исследования, с целью установить то, как генетическая история региона пересекает линии устных историй индейских племен.

Стоит отметить, что центральное место в устных сказаниях индейцев Америки занимали предания о возникновении огня и происхождении людей и животных. Позднее в их культуре появились мифы о каймане — покровителе пищи и влаги и добрых духах растений, а также присущие всем видам мифологий сказания о сотворении мира. Когда индейцы стали широко использовать в земледелии культуру маиса, широкое распространение получили передаваемые из уст в уста легенды о верховном женском божестве — "богине с косами". Интересно, что у богини нет имени, и её название принимается лишь условно, являясь примерным переводом. Ученым известно лишь, что образ богини объединяет представление индейцев о духах растений и животных. "Богиня с косами" является одновременно олицетворением и земли, и неба, и жизни и смерти.

Устные истории индейских племен сыграли свою роль и в исследовании Карла Густава Юнга, а также его последователя Джозефа Кэмпбела, которые занимались изучением подсознательного и архетипов на базе индейских мифов.

Кроме того, именно индейцам принадлежат многие получившие сегодня распространение в западном обществе мысли и принципы. Например, такие как: "Не нужно много слов, чтобы сказать правду"; "Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть"; "Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал". И, наконец, на вопрос "что такое жизнь?", индейцы отвечали: "Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате".