Неандертальцы оказались умнее, чем мы думали

Если сравнивать современного человека и неандертальца, то окажется, что последний превосходит нас по умственным способностям. Первобытным людям слишком часто приходилось принимать решения «на лету», что способствовало развитию отличного аналитического мышления. На долю практически каждого из них пришелся шанс совершить то или иное, пусть маленькое, но важное для соплеменников открытие. К такому выводу пришли датские антропологи.

Ученые давно отметили, что обитатели Каменного века должны были часто сталкиваться со сложными задачами, требующими смекалки и способности распорядиться ограниченным набором средств. Пытаясь смоделировать попадание современного человека в те времена, антропологи поняли – Homo sapiens из 21-ого столетия оказался бы потерян и дезориентирован без своих электронных приспособлений.

Команда исследователей из Дании под руководством Джеррита Дюссельдорпа изучила два крупных археологических раскопа с местами стоянок неандертальца. Первый из них расположен в местности, бывшей во времена Каменного века влажным и теплым лесом, в то время как второй бивуак находится на холодной безлесной равнине, продуваемой ветрами.

Читайте также "Хороший год для неандертальцев"

Разница между ведением хозяйства в разных условиях стала видна сразу. По количеству и типу останков животных ученые определили, что на первой стоянке охотники выходили за добычей поодиночке, выбирая в качестве жертв небольших млекопитающих – преимущественно косулей. В условиях же более холодного климата охота становилась обязанностью всего племени – совместными усилиями неандертальцы загоняли крупных животных, в том числе хищников, представлявших большую опасность.

Получается, что в зависимости от места обитания менялись методы охоты, оружие и степень кооперации.

Неандертальцы оказались умнее, чем мы думали
При этом неандертальцы демонстрировали отличные способности к ориентированию в пространстве и общению друг с другом.

Антропологи составили сценарии поведения, соответствующие каждому типу жертв древних людей. Для каждого типа животных, попадавших в постоянный рацион первобытных людей, были определены питательная ценность и значимость побочных продуктов охоты – шерсти, кожи, костей. После этого ученые рассчитали необходимые усилия, затрачиваемые на добычу каждого из видов жертв. В качестве контрольной группы исследования были взяты… гиены, рацион питания которых полностью совпадал с меню неандертальцев.

Смотрите фоторепортаж "В пещере Армении обнаружен древнейший мозг человека"

Сравнение показало, что Homo neanderthalensis были отличными охотниками и по всем параметрам превосходили в этом деле природных хищников. Они умели оптимизировать добычу пропитания, всегда выбирая наиболее выгодную жертву, которую можно убить с минимумом усилий. Редко, когда неандерталец оставался без добычи – наличие интеллекта способствовало появлению различных уловок и хитростей.

Исследования Дюссельдорпа окончательно развеяли представления о неандертальцах, как о крупных человекообразных приматах, отличавшихся огромной мышечной массой и ограниченным интеллектом. Homo neanderthalensis были высокоинтеллектуальными охотниками, которые не боялись бросать вызов самым опасным хищникам ради пропитания своих соплеменников. Их способность к анализу и принятию решений ни в чем не уступает способности современного человека, а в чем-то даже ее превосходит.

Кроме того, эти первобытные обитатели были лишены чувства страха и нередко предпринимали рискованные охотничьи маневры для добычи пропитания. Их жертвами становились шерстистые носороги, бизоны, бурые медведи и даже пещерные львы – настоящие «машины убийства» Каменного века.