Вода на спутнике Сатурна предполагает жизнь?

Данные, полученные с зонда межпланетной станции Кассини, исследующего Энцелад — спутник Сатурна, наконец расшифрованы специалистами. Обнаруженные там фонтаны снега и водяного пара, насыщенные органическими соединениями, наталкивают на мысль: если на Энцеладе есть резервуары воды, то там могут быть обнаружены и условия, подходящие для жизни.

Станция Кассини вместе с зондом Гюйгенс в настоящее время являются самым большим функционирующим межпланетным комплексом. В общей сложности аппарат имеет массу 5600 килограммов.

Автоматический космический аппарат, созданный совместно НАСА, Европейским и Итальянским космическими агентствами, в настоящее время исследует планету Сатурн, включая кольца и спутники. Он был запущен 15 октября 1997 года. Общие затраты на миссию превышают 3,26 млрд долларов.

Станция Кассини, достигшая 1 июля 2004 года системы Сатурна, зарегистрировала фонтаны воды высотой во многие сотни километров, бьющие из четырех трещин, расположенных в районе южного полюса одного из спутников планеты Энцелада. В результате этого формируется "след", обращающийся уже вокруг самого Сатурна в виде самого широкого кольца.

Энцелад преимущественно состоит из водяного льда и имеет самую чистую в Солнечной системе ледяную поверхность, поэтому внешне он выглядит почти белым. Поверхность отражает свыше 90 процентов падающего на нее солнечного света, что делает Энцелад чемпионом Солнечной системы по отражательной способности (альбедо).

Читайте по теме: Планетный инкубатор бинарных звезд

Также исследования показали, что он является вулканически активным, как и еще два небесных тела Солнечной системы, помимо Земли, - спутник Юпитера Ио, а также спутник Нептуна Тритон.

Данные, полученные в 2008 году в ходе пролетов зонда Гюйгенс — обнаруженные следы аммиака и многочисленных органических соединений в струях, испускаемых в космическое пространство, — указывают на то, что под толщей льда на поверхности небесного тела практически наверняка находится "резервуар" с водой в жидком состоянии, необходимой для зарождения жизни.

Аммиак и органические компоненты могут выступать в роли антифризов — соединений, понижающих температуру замерзания воды до -100 градусов по Цельсию.

Уильям Льюис, исследователь из Юго-западного исследовательского института в США, и его коллеги опубликовали данные о составе самих ледяных струй, полученные в ходе последнего облета спутника космическим зондом Кассини (ноябрь 2009 года) с помощью масс-спектрометра, установленного на борту аппарата.

Ученые нашли следы большого количества органических соединений, в том числе и довольно сложных, таких как бензол, а также тяжелый изотоп водорода — дейтерий и небольшое количество аммиака, концентрация которого по массе, как выяснилась, составляет 0,8 процентов.