Почему тигры полосатые, а леопарды пятнистые

Окрас домашних кошек и диких хищников определяется всего несколькими генами, три из которых смогли локализовать исследователи из Католического Университета Риу-Гранди-ду-Сул. Кроме того, бразильские ученые нашли местоположение двух из них, что позволит в недалеком будущем разработать новые методики генной терапии для лечения кожных заболеваний.

199668.jpeg"Мы уверены, что в своем исследовании смогли найти способы управления генами, отвечающими за формирование животного окраса, включая полосы и пятна. Похоже, что эти гены регулируют структуру, назначение и частоту таких участков шерстяного покрова, - говорит руководитель проекта, профессор молекулярной биологии Эдуарду Эйзирик. - Продолжение изучения этой темы позволит нам понять, почему у разных групп млекопитающих варьируются формы окраса. Так же мы постараемся выяснить механизм генетической адаптации животных к различным природным условиям. Ведь камуфляж - залог выживания подавляющего большинства крупных кошачьих".

На первом этапе эксперимента ученые провели огромную работу по скрещиванию различных пород домашних кошек, обладающих определенными специфическими окрасами - полосами или пятнами.

Читайте также "Пчела научит вертолеты летать и садиться"

У получившегося потомства брались генетические образцы, которые изучались при помощи специальных биологических маркеров. Постепенно бразильским биологам удалось локализовать те области генетического кода кошек, где располагаются интересовавшие их гены, отвечающие за окрас.

Конечным результатом стало обнаружение сразу трех разных генов, которые оказывают влияние на кожный покров и задают организму программу по "рисованию" полос, пятен и других приметных элементов окраса. Расшифровка генома и математические расчеты позволили установить точное расположение двух из них, которое совпало у котят из всех пометов.

199669.jpegХотя эксперимент был поставлен на единичном виде животных, Эдуарду Эйзирик и его коллеги убеждены, что, используя такую методику, можно найти генные факторы, отвечающие за расцветку шерсти и кожи любого млекопитающего. А это знание поможет избавить человечество от ряда кожных заболеваний и аномалий - например, разработать технологию генной терапии, которая будет перекрашивать родимые пятна.

Главный редактор журнада Genetics, в котором бразильские ученые опубликовали результаты своего исследования, Марк Джонстон высказал свое мнение об этой работе: "Современная наука очень мало знает об генетических механизмах, скрытых в волосах и коже. Открытие Эйзирика приоткрывает завесу тайны над всем этим направлением генетики и создает стартовую площадку для дальнейших исследований. И по мере того, как мы будем узнавать все больше об этом, мы сможем лучше понимать настоящие причины многих недугов человечества и лечить их".

Не меньший интерес открытие представляет и для ценителей и заводчиков домашних животных. Возможно, что в ближайшем будущем у них появится возможность видоизменять окрас своих питомцев не только путем скрещивания, но и при помощи генной инженерии.