Древние инки знали, что такое стресс

Исследования показывают, что каждый третий человек на Земле подвержен постоянному стрессу. Ученые из Университета Западного Онтарио (Канада), изучив останки древних людей, заявляют, что подобное состояние было свойственно и нашим предкам. О роли генетических исследований в изучении прошлого человечества «Правде.Ру» рассказал историк Равиль Терьязов.

198567.jpegСтресс принято считать неотъемлемым спутником современной жизни. Его провозглашают «фирменным знаком» последних десятилетий, ведь число подверженных ему людей исчисляется сотнями миллионов. Но «и впрямь старо все под луной» - исследования образцов тканей индейцев инка показали, что даже эта древняя нация не была защищена от хронической нервотрепки.

Канадские исследователи из Университета Западного Онтарио обнаружили в волосах  эксгумированных останков высокий уровень протеина кортизола. Это химическое соединение синтезируется именно в моменты стрессовых ситуаций вместе с адреналином и мобилизует силы организма на противостояние опасному фактору - будь то физический шок или психологическая травма.

Читайте также "Музыкант и альтруист - близнецы-братья"

Однако постоянная подверженность стрессам и связанная с этим выработка кортизола ведут к прямо противоположным результатам. У человека понижается иммунитет, ухудшаются все процессы заживления, а сам кортизол откладывается в больших количествах в коже и волосяном покрове, а также выделяется с кровью, мочой и слюной.

Именно избытки этого протеина в тканях волос позволили генетикам установить, что хронический стресс являлся распространенным недугом индейцев Анд, а процент людей, пораженных им, был не меньше, чем в нынешние годы. Это открытие дает возможность начать исследования сразу в двух направлениях: с его помощью можно узнать, как и чем жили люди в прошлом, а также представить, как стресс может отразиться на организме современного человека.

Всего был обследован десяток образцов волос, которые принадлежали людям, жившим в империи инков в период с 550 по 1532 год нашей эры. Эти ткани были добыты из пяти мест раскопок в разных регионах Анд.

198568.jpeg«Совмещая традиционные методы археологических исследований - геодезическую съемку и раскопки - с новыми технологиями, мы сможем лучше представить, на что была похожа жизнь наших предков, и как они переживали такие драмы, как голод, болезни и увечья», - говорит автор исследования, аспирант Университета Западного Онтарио Эмили Вэбб.

Уровень кортизола позволяет определить не только интенсивность стресса. Изучая останки, археологи смогли выяснить, что некоторые из индейцев испытали шоковое состояние непосредственно перед смертью, в то время как другие «подопытные» всю жизнь страдали от множества крупных стрессовых ситуаций. Все это указывает на то, что у древних перуанских индейцев случалось много неприятных и даже опасных ситуаций.

«Правда.Ру» обратилась к доктору исторических наук Равилю Терьязову с вопросом: как генетические исследования могут оказаться полезны археологии и древней истории?

"Антропология и археология уже даже не десятилетия - века шагают рука об руку. И возможность генетического анализа останков отлично вписывается в сложившуюся традицию - это лишь новый инструмент старой практики.

Для истории важно не только описать события прошлого, но и изучить реакцию людей на них, узнать, как они переживали те или иные потрясения. Простое знание исторических фактов не дает нам ничего - это набор имен и цифр. Все остальное определяется именно поведением и отдельных индивидуумов, и целых наций. Представление именно об этом и составляет тот исторический опыт, который помогает нам не повторять ошибок прошлого".