Карликовые динозавры Румынии - что помешало им вырасти?

Помимо легендарного Дракулы, в Румынии теперь есть еще одно загадочное явление. На острове Хатиг ученые нашли останки динозавров, анализ костей которых показал, что в течение всей своей жизни древние животные оставались карликовыми. Парадоксальная находка поразила специалистов. Что могло послужить причиной? Опять мистические особенности Трансильвании?

Когда в 1895 году венгерский барон Франц Нопкза утверждал, что его сестра в их семейном поместье в Трансильвании нашла кости, принадлежащие карликовым динозаврам, многие думали, что это выдумки, навеянные легендами о графе Дракуле и прочей подобной мистикой.

Новое исследование найденных на острове Хатиг (Румыния) останков карликовых динозавров, которые жили там во времена позднего Мелового периода, не только подтверждает их существование, но и во многом проясняет причины, почему животные постепенно уменьшались.

"Юрские жители" острова Хатиг, действительно, никогда не относились к гигантам, а имели очень маленький рост. При этом увеличенные сечения костей найденных динозавров показали, что они были взрослыми. Так что возможность того, что найденные останки принадлежали детенышам, исключается.

Читайте также: Птицы — потомки динозавров?

"Другие животные, жившие на острове Хатиг бок о бок с динозаврами, — рыбы, лягушки, саламандры, черепахи, крокодилы, птерозавры, птицы, ящерицы, змеи и млекопитающие — были тоже несколько меньше своих сородичей из других мест. Но, в любом случае, крошки-динозавры в этом плане побили все рекорды," — говорит автор исследования Майкл Дж. Бентон.

Бентон, заведующий исследовательской группой палеонтологии и биологии видов Бристольского университета, и его коллеги самым тщательным образом изучили динозавров, обнаруженных на острове Хатиг. Они проанализировали пропорции их конечностей, форму костей, сравнивая с останками других древних ящеров, найденных на .

Анализ показал: по крайней мере, четыре вида динозавров, обитающих на Хатиг, были карликами. К таким "крошкам" был отнесен, к примеру, Titanosaurian sauropod Magyarosaurus. Длина его тела приблизительно составляла 16-19 футов (5-6 метров). И это не идет ни в какое сравнение с другими зауроподами. Например, рост такого экземпляра, как Argentinosaurus, был целых 82 фута (25 метров).

Список карликовых динозавров продолжил гадрозавр Telmatosaurus. Как утверждает Майкл Дж. Бентон, его общая длина составляла 13 футов (четыре метра), что резко контрастировало со средним размером других гадрозавров, которые были длиной 23-33  фута (семь-десять метров).

И еще одна разновидность открытого недавно гадрозавра Zalmoxes также уже отнесена к карликам. Zalmoxes robustus достигал приблизительно 10 футов (трех метров) в длину.