Старинный клад помнит хана Батыя

В Торжке группа российских археологов обнаружила настоящий клад, который условно датируется началом весны 1238 года. 250 предметов, среди которых серебряные украшения и серебряный лом, были найдены в полуметровом слое золы, в деревянной емкости. Это археологическое подтверждение известного по летописям факта сожжения Торжка ордами Батыя.

В текущем году Институт археологии РАН провел 36 экспедиций. В Торжке группа археологов под руководством кандидата исторических наук Петра Малыгина, доцента кафедры всеобщей истории Тверского государственного университета, обнаружила клад, состоящий из 250 предметов. Среди найденных артефактов бывшие в употреблении серебряные украшения и серебряный лом, который, по мнению историков, собирался в боярской семье на черный день. В первой половине XIII века деньги на Руси еще не были в ходу. Клад, который условно датируется началом весны 1238 года, был найден в полуметровом слое золы, в деревянной емкости. Это археологическое подтверждение известного по летописям факта сожжения Торжка ордами Батыя.

Монголы подошли к городу 20 февраля 1238 года и две недели осаждали его. В отличие от многих других городов Торжок отказался вступать в переговоры с врагом и захлопнул перед его носом ворота. Монгольский хан применил традиционную для взятия русских крепостей тактику, попытавшись взять Торжок измором. Воля к победе жителей осажденной крепости была подорвана печальным известием. Господин Великий Новгород отказывался от оказания помощи осажденным. Новгородский летописец извиняется за пассивность своих соотечественников: в то время каждый думал только о себе, находясь "в недоумении и страхе".

Читайте также: Кладоискателей искали 25 лет

5 марта, собрав все подкрепления, Батый пошел на приступ. Судя по всему, "погании взяша град" без значительных для себя потерь. В сожженном городе погибли все виднейшие руководители общины, включая и священнослужителей, но часть горожан вырвалась в окрестные леса. Судя по летописи, погоня продолжалась не один день. Кое-кому, вероятно, удалось спастись.

"Клады монгольского времени встречаются во многих древнерусских городах. Это своего рода свидетели трагических событий 1238 года. В 2005 году был найден клад в Старой Рязани, в 2008-м — во Владимире и в 2010 году — в Торжке. Это самая яркая, экспозиционная находка 2010 года", — сказал на пресс-конференции директор института археологии РАН Николай Макаров. Однако, прежде чем быть выставленным, клад потребует немалых усилий реставраторов.

Фото: AP

"Наш клад отличается от других кладов этого периода тем, что это был не денежно-вещевой клад (обычно еще клали серебряные слитки — денежные весовые единицы, которые назывались гривнами), а это чисто вещевой клад", — подчеркнул П.Д. Малыгин.

Кроме этого, в Торжке былинайденывислыесвинцовыепечати. Среди них впервые обнаружены четыре печати новоторжских посадников XIV-XV веков.

Среди типичных для многих древнерусских кладов украшений найдены колты, трехбусенные височные кольца, амулеты с христианской символикой. В деревянной емкости обнаружены уложенные в стопочку пять вырезок одежд, на которые были нашиты серебряные позолоченные накладки. "Эти накладки отличают новоторжский клад 2010 года от всех остальных. Притом в этих накладках использовались не только серебро и позолота, но и стекло. В накладки вставлялись бусинки, синий бисер и кусочки разноцветной смальты", — отметил Малыгин.

Археолог проводил раскопки в Торжке и раньше. Так, в 1984–1985 годах им было сделано открытие: массивные срубные конструкции крепостных стен 1164-1187 годов после монгольского нашествия были заменены на частокол (!), для изготовления которого использовались остатки построек 1202-1207 годов. Новые стены Торжок приобрел лишь в 1288 году. В том же году был возобновлен деревянный настил набережной улицы.

Близкий к современникам событий персидский историк Джувейни оставил небольшую запись о монгольском походе к Торжку: "Они отправились в земли Руси и покорили области ее до города М. к. с., жители которого, по многочисленности своей были [точно] муравьи и саранча, а окрестности покрыты болотами и лесом до того густым, что [в нем] нельзя было проползти змее. Царевичи сообща окружили [город] с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что [по ней] могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней они оставили от этого города только имя его и нашли [там] много добычи. Они отдали приказание отрезать людям правое ухо. Сосчитано было 270 000 ушей. Оттуда царевичи решили вернуться".

Читайте также: Сокровища Чёрного Сэма

270 или 27 тысяч ушей — это, конечно, условность. Дань традиции изображать большое количество потерь.

Известный специалист по арабской и персидской историографии В.Г. Тизенгаузен (из книги которого позаимствован перевод Джувейни) считал, что под именем "М.к.с." скрывается Москва. Однако историк Д.Г. Хрусталёв утверждает: "Скорее всего, следует ориентироваться не на созвучность слов, которая редко выглядит убедительной, а на исторический контекст событий. Спустя 15-20 лет после описываемых событий очевидцы могли передать предельно исковерканное название захваченного города, но вряд ли они забыли тот населенный пункт, на котором монголы завершили наступление и повернули домой — это должно быть особенное место. Именно после взятия Торжка (М.к.с., Машка = Торг, Торжок) Батый повернул свою армию в степь".

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить