Метеорит состарил Солнечную систему

217489.jpegАнализ минералов, которые входят в состав метеорита, найденного в северо-западной части Африки в 2004 году, показал: Солнечная система может быть почти на два миллиона лет старше, чем считалось прежде. Известно, что "камни с неба" образовались в процессе охлаждения газов еще во время Большого взрыва. По ним и вычислили возраст нашего светила и планет.

В американском Государственном университете Аризоны, где были исследованы образцы метеоритов, уверены, что полученные таким способом данные о возрасте Солнечной системы на сегодня являются самыми точными. Впрочем, не исключено, что в будущем и эти сведения могут быть пересмотрены - после обнаружения еще более древних космических пород.

Недавно анализу был подвергнут хондритовый метеорит NWA 2364, который упал на Землю в 2004 году. Единственным источником этого вещества, по предположению ученых, могли стать сверхновые звезды. Взрываясь в конце своей жизни, они не смогли разбросать газопылевое облако по Галактике, но "накормили" его железом и прочими тяжелыми элементами, а заодно, возможно, поспособствовали коллапсу облака.

Читайте также: Вселенная превратится в мёртвую пустошь

Измерялось, в какой степени изотопы урана-238 и урана-235 распались в свои дочерние изотопы свинец-207 и свинец-206. На основании проведенных расчетов Одри Бувье со своими коллегами из университета штата Аризона в Темпе установила, что возраст Солнечной системы  равняется 4,568 млрд лет. Эта цифра на 0,3-1,9 млн лет превосходит предыдущую, которая была получена после исследования  метеорита Альенде, упавшего в 1969 году в мексиканском штате Чиуауа.

Помимо уточнения возраста Солнечной системы ученым удалось добиться еще одного сенсационного результата. Второй способ радиоактивной датировки - на основании соотношения изотопов алюминия 26 Al и магния 26 Mg (этот метод традиционно используется для уточнения возраста образцов) - позволил получить тот же результат, что и первое исследование. Примечательно, что в предыдущих работах эти два метода давали результаты, отличающиеся примерно на миллион лет.

Новая оценка позволяет разрешить противоречие между двумя технологиями экспертизы возраста метеоритов. Первая из них (по мнению ученых, более достоверная) основана на соотношении содержания изотопов урана и свинца, однако способна определять лишь примерный возраст в широких временных рамках. Вторая технология сравнивает содержание алюминия и магния и дает результаты на более "мелкой" временной шкале. Теперь, однако, Бювье и ее коллегам удалось полностью согласовать две шкалы. Статья опубликована на сайте Nature.