Комары умеют проходить сквозь капли дождя без ущерба для собственного здоровья

Айкидо для комара - проходя сквозь капли

Недавно американские биологи выяснили, что комары весьма интересно взаимодействуют с каплями воды, когда летают в дождь. Они просто умеют проходить сквозь капли без ущерба для собственного здоровья. Именно поэтому массивная капля, которая может расплющить комара, не в состоянии причинить ему вред. Этому навыку позавидовали бы все мастера айкидо!

Интересно, что часто ученый может весьма обстоятельно ответить на какой-нибудь фундаментальный вопрос (например, рассказать о том, как устроена Вселенная) и виновато развести руками тогда, когда его спросят о какой-нибудь ерунде. И хотя, конечно же, для науки не существует важных и неважных задач (есть просто хорошо и не очень хорошо оплачиваемые проекты), тем не менее многие исследователи, изучая большое, пренебрегают малым. Так, например, до последнего времени мало кто из биологов мог ответить что-то вразумительное на простой вопрос: "Как комару удается выжить в дождь?".

О том, что эти маленькие кровососы спокойно летают при дождливой погоде, знает любой, кто в эту самую погоду путешествовал по лесу. Более крупные докучливые насекомые вроде слепней обычно пережидают дождь в надежных убежищах, а вот комарам он совсем не страшен — как жужжали над ухом при солнышке, так и продолжают жужжать. Хотя, если подумать, поступая таким образом, они подвергают себя смертельной опасности.

Судите сами — средний размер представителя рода Culex колеблется от четырех до 14 миллиметров, а их масса составляет всего два-три миллиграмма. Масса же падающих капель в среднем равна 100 миллиграммам, при этом летят они к земной поверхности со скоростью девять метров в секунду. Получается, что столкновение комара с такой каплей равносильно ситуации, в которой на человека наедет КамАЗ, несущийся со скоростью 80 километров в час! Сами понимаете, шансы уцелеть при этом ДТП у пешехода ничтожно малы.

Однако, как мы с вами знаем, комары вполне нормально переносят ливни — более того, они активны во время дождя. И при этом массовой гибели от капель среди них не наблюдается. Это достаточно странно — согласно расчетам, каждый комар должен сталкиваться со смертоносной каплей примерно один раз в двадцать секунд.

Читайте также: Билл Гейтс стреляет лазером по комарам

Некоторые ученые (в том числе и знаменитый Фабр, автор первой научно-популярной книги по энтомологии) считали, что, возможно, комары постоянно маневрируют, уворачиваясь от капель. Однако расчеты биофизиков позже не подтвердили эту версию. Если бы комар действительно вел себя подобно советскому партийному деятелю товарищу А. Микояну (который, как мы помним, умел при дожде ходить между струями), то всей энергии их организма хватило бы лишь на десять секунд полета. Дело в том, что повороты и уклонения — наиболее энергозатратные фигуры высшего пилотажа для насекомых. Тем не менее, каждый может убедиться в том, что полет комара даже во время дождя куда более продолжителен.

Ответить на этот вопрос удалось лишь недавно. Группа американских исследователей из Технологического института Джорджии (США) смогла выяснить, каким образом комар умудряется выжить при дожде, в ходе любопытного эксперимента. Ученые поиздевались над насекомыми всласть — на представителей вида Culex pipiens обрушивали искусственный дождь с каплями размером три-пять миллиметров, которые летели со скоростью от двух до девяти метров в секунду. И только тогда при помощи высокоскоростной съемки им удалось вычислить силу и ускорение, которые действуют на комара при его столкновении с дождевой каплей.

Интересно, что согласно "показаниям" видеокамеры, капли дождя в эксперименте чаще попадали по ногам комара. Это его совершенно не смущало — после удара насекомое просто переворачивалось в воздухе и продолжало летать, действуя на нервы экспериментаторам. А вот когда попадание было прямым, насекомое применяло интересную технику, сравнимую с той, которую используют мастера айкидо и других восточных единоборств.

Выяснилось, что вместо того чтобы сопротивляться "противнику", то есть капле, комар просто прилипал к ее поверхности и некоторое время как бы летел на этом водяном "шарике". Интересно, что в таком свободном падении он мог преодолеть расстояние, в двадцать раз превышающее длину тела комара. После же хитрое насекомое просто проходило сквозь каплю (комар легко может сделать это, поскольку его покровы достаточно слабо смачиваются водой, и он не рискует увязнуть) и отрывалось от нее.

Как видите, все оказалось достаточно просто. Правда, исследователи пока не могут понять, почему комар, выходя из капли, не прилипает к ней вновь. Ученые предполагают, что, видимо, здесь играет свою роль маленькая масса насекомого и обтекаемая форма тела. Хотя, возможно, комар выделяет на поверхность своего тела какое-то вещество, которое работает как смазка и препятствует прилипанию. Этот вопрос, по мнению авторов работы, еще предстоит выяснить.

Любопытно также еще и то, что, по мнению авторов работы, комары просто вынуждены летать во время дождя, чтобы капли их не зашибли насмерть. Дело в том, что вышеописанное "комариное айкидо" работает только в воздухе. Если же капля попадет в комара, сидящего на поверхности, то он не сможет пройти сквозь каплю и будет просто расплющен. Так что, как видите, у комаров просто нет другого выбора — и рады бы дождик на земле переждать, да нельзя.

Исследователи подчеркивают, что подобный способ "борьбы" с дождевыми каплями возможен лишь потому, что у комаров очень маленькая масса тела. Именно она и помогает этим насекомым проходить сквозь капли без ущерба для собственного здоровья. Однако она же мешает им быть активными при ветреной погоде — сильному ветру комары противостоять не в состоянии. Поэтому они вынуждены прятаться в надежном убежище.