Древние сокровища гор Макензи достали из-подо льда

Таяние вечных льдов в горах Канады напугало экологов, но обрадовало археологов и биологов. Они снарядили экспедиции и отправились на поиски древних артефактов. На месте бывших ледников ученые обнаружили целые залежи предметов, возраст которых измеряется тысячелетиями. О раскопках "Правде.Ру" рассказал кандидат исторических наук Борис Тренин.

Специалист центра северного культурного наследия Принца Уэльского Том Эндрюс решил: нельзя упускать такую возможность, необходимо обследовать все вскрывающиеся "сокровищницы" гор Макензи. Он приобрел спутниковые фотографии наиболее интересных областей и занялся их изучением. После чего организовал исследования с воздуха (на вертолете) наиболее значимых территорий.

Ученый предположил, что многие древние животные уходили в горы, чтобы уберечься от грозящих опасностей. Следовательно, и древним охотникам ничего не оставалось, как следовать за ними. Дело в том, что еще в 1997 году на территории Юкона охотники за горными баранами случайно нашли останки дротика, которому по самым скромным подсчетам было около четырех с половиной тысяч лет. Древнее оружие лежало рядом с навозной кучей северного канадского оленя карибу.

Читайте также: В древнем янтаре — история фауны и флоры

Изучив окрестности, ученые обнаружили в этом районе целый склад артефактов. В частности были найдены обломки стрелы из березы (им около 270 лет), ивовый лук и каменный наконечник.

Идеей Тома Эндрюса сразу же прониклись различные организации, которые в течение четырех последующих лет спонсировали исследования еще восьми регионов стаявшего льда.

"Чувствую себя ребенком, разворачивающим рождественские подарки", — делится впечатлениями Эндрюс. Вот, например, найден 340-летний ивовый лук, который был нами собран из нескольких фрагментов".

Читайте также: В Египте нашли дверь в мир иной

Также в руках ученых оказались приспособления для метания копий (2400 лет), силки для сусликов (1000 лет), луки и стрелы (около 850 лет). Сейчас археологи больше всего боятся, что дальнейшее таяние снега обнажит и другие артефакты. Однако если их вовремя не "эвакуировать", то они, скорее всего, бесследно исчезнут (кислые почвы просто-напросто растворят их за пару лет).

Другие специалисты из группы Эндрюса проводят ДНК-экспертизу, чтобы отследить происхождение и образцы перемещения оленей карибу. Эндрюс также работает в тесном сотрудничестве с Долиной Шаутотин, ведущим специалистом, изучающим много лет местные традиции.

Но группа Эндрюса очень торопится и старается успеть собрать все что возможно, ведь каждое лето ледники тают. Два из восьми участков, где были обнаружены находки, уже исчезли.

"Мы понимаем, что ледяные участки продолжают таять, и у нас присутствует этическое обязательство собрать эти сокровища древней культуры, — говорит Эндрюс. — Иначе экспонаты, находящиеся на поверхности, будут просто похоронены в земле или уничтожены ветрами".

О том, как проводятся раскопки подобного рода, "Правде.Ру" рассказал доцент кафедры Археологии Томского государственного университета, кандидат исторических наук Борис Тренин:

"Во время раскопок специалистами принимаются необходимые меры по консервации найденных предметов, а обнаруженные сооружения, как правило, оставляют неразобранными. В ряде случаев берутся пробы для анализов: палеоботанического, дендрохронологического, радиоуглеродного, палеомагнитного, химического и др. В состав археологической экспедиции нередко включаются почвоведы, геологи, зоологи, физики…

Найденные артефакты желательно подвергать анализу как можно раньше. Даже само изучение земляных пластов и насыпей в зоне, где обнаружены древние предметы или постройки могут поведать о многом. Например, о возрасте. Этим занимаются специалисты в области археологической стратиграфии.

Всесторонний анализ древних построек и предметов быта дает материал для восстановления картины прошлого. Исследование погребений позволяет решать вопросы антропологического состава, этногенеза, хозяйства, идеологии, общественного строя. Открытия археологов позволяют реконструировать историческую картину жизни многих народов в период первобытно-общинного общества…"