Культурные традиции африканских животных

213994.jpegПроведенные в ЮАР наблюдения за колониями мелких хищников сурикатов продемонстрировали: зверьки, подобно людям, формируют и поддерживают собственные "культурные" традиции. Например, некоторые группы животных просыпаются очень рано, а некоторые — поздно, и это не генетическая, а социальная особенность данных млекопитающих, утверждают ученые из Кембриджа.

Наблюдения за сурикатами (Suricata suricatta), представителями семейства мангустовых, обитающих в пустыне Калахари на юге Африки, показали, что некоторые их группы по утрам выходят из своих нор раньше других и соблюдают заданный режим дня на протяжении как минимум 11 лет. О результатах своих исследований ученые из Великобритании и ЮАР сообщают в статье, опубликованной в журнале PlanetEarth.

Алекс Торнтон (Alex Thornton) из Кембриджского университета и его коллеги 11 лет изучали поведение животных из 15 колоний, располагающихся на соседних территориях. В результате ученые выяснили, что в колониях могут формироваться разные традиции пробуждения: некоторые группы выходили из нор очень рано, тогда как другие "ленились" и выходили позже.

Читайте также: К чему прислушиваются летучие мыши

Как оказалось, среднее время пробуждения сурикатов вполне можно считать эквивалентом культурных традиций людей: представители разных групп животных на протяжении всех 11 лет наблюдений выдерживали свой распорядок дня. Следует заметить, что в своих расчетах исследователи учитывали возможное влияние погодных условий, изменения численности колоний и объема доступных пищевых ресурсов. Те сурикаты, которые просыпались позже, наверстывали упущенное, сокращая время, отведенное на отдых вблизи норы.

За время наблюдений состав групп полностью сменился (продолжительность жизни зверьков невелика — 12-14 лет). "Мигранты", которые в ходе исследования переходили в новые группы, подчинялись установленным в них правилам. Группы, встающие позднее, компенсируют свою "лень" меньшим временем, отведенным на игры, солнечные ванны и уход за шерсткой, предшествующие отправке на поиск еды, — говорят авторы исследования.

Связать появление таких традиций с генетическими факторами также не удалось, поскольку интенсивность переноса генов между сообществами очень велика. "Механизмы длительного сохранения особенностей групп сурикатов остаются загадкой", — заключают биологи.