Тайны Беловежской пущи

Несколько десятков курганов, насчитывающих полторы тысячи лет, очертания древних полей и даже одно укрепленное поселение — все это лишь малая часть находок, сделанных в Беловежской пуще. Открытия в этой труднодоступной лесистой местности польские археологи сделали при помощи воздушного лазерного сканирования.

"Мне понятна твоя вековая печаль, Беловежская пуща", — поется в одной замечательной песне. Этот остаток реликтового первобытного леса в доисторические времена покрывал добрую часть Европы, а сейчас нетронутые крупные массивы сохранились только на территории Белоруссии и Польши. Исследователи из Университета кардинала Стефана Вышинского в Варшаве внимательно обследовали район национального парка "Беловежская пуща" и прилегающей к нему с северо-запада территории.

"Мы обнаружили большие скопления курганов, предварительно датируемых периодом римского влияния (IV век), укрепленное поселение, абрис полей и многочисленных курганов. В некоторых из которых были найдены остатки производственной деятельности, в том числе оборудование для получения дегтя и древесной смолы", — рассказал аспирант факультета археологии Университета кардинала Стефана Вышинского Роман Шломзак.

Определив при помощи аэрофотосъемки потенциальные места, напрямую связанные с деятельностью человека, на основе сохранившихся фрагментов керамических сосудов или каменных орудий, тем не менее очень сложно датировать стоянки людей доисторической эпохи из-за покрытой пышной растительностью и замусоренной территории. Кроме воздушного лазерного сканирования, которое позволяет обнаруживать такие объекты, как поселения или насыпи, ученые использовали исторические и геологические карты.

Исследователи совсем недавно приступили к реализации своего трехлетнего проекта. Их работу в рамках проекта "Культурное и природное наследие Беловежской пущи" финансирует национальный научный центр во главе с профессором Пжемыславом Урбаньшиком из Университета кардинала Стефана Вышинского.

"Из-за строгих правил, касающихся охраны природного наследия в Беловежском национальном парке, а также прилегающих к нему территорий, мы не можем там проводить археологические раскопки. Посетив места, выбранные при помощи аэрофотосъемки, мы смогли определить для чего они предназначались и произвести их предварительную датировку", — сказала доктор Йоанна Вавженюк из Варшавского института археологии.

В наиболее трудных местах исследователи пользовались георадаром или GeoScanner-радиолокатором. Принцип действия большинства современных георадаров основан на том, что в изучаемую среду излучается электромагнитная волна, которая отражается от различных включений. "Мы использовали одно из последних доступных на рынке устройств", — добавил Шломзак.

Особое внимание археологов привлекло открытие кластера, состоящего из 25 курганов, расположенного в северной части Беловежского национального парка. По словам ученых, они были созданы представителями вельбарской культуры, которых археологи ассоциируют с готами, гепидами и скирами. Вельбарская культура — археологическая культура железного века на территории северной Польши и юго-западной Белоруссии существовала со II по V век.

Некоторые курганы расположены на пересечениях чуть приподнятых над землей продолговатых глиняных участков, вероятно, межей или дорог, которые разделяли в старину пахотные поля. Историки согласились с тем, что для более точного определения того, что здесь есть на самом деле необходимо провести археологические раскопки.

Особое внимание исследователей привлекло укрепленное поселение на реке Орловка, найденное сотрудниками Варшавского института археологии еще в 2015 году, однако только в этом году ученые подтвердили датировку этого места.

Поселение представляет собой окружность диаметром 30 метров, которая окружена небольшой рощицей. В настоящее время деревья и кустарники достигают в высоту около полуметра. В этом году археологи нашли здесь фрагменты керамических сосудов и кремневых орудий. На основании этих находок, они определили, что территория была заселена уже в доисторические времена. Самые ранние из найденных артефактов исследователи относят к позднему Средневековью.

По мнению историков, крепость была стратегически построена на склоне холма и в окружении болот, прилегающих к северному берегу реки. Вероятно, тут находился сторожевой пост. В полукилометре от военного городка удалось обнаружить следы древнейших полей, остатки дамбы и курганы. Однако их возраст пока не поддается точной датировке.