Дети и птенцы учатся общаться одинаково

Уже давно ученые выдвинули гипотезу о том, что обучение детей речи и молодых певчих птиц пению — весьма похожие процессы. Предполагалось, что и малыши, и птенчики прежде всего запоминают отдельные слоги, а потом, комбинируя их различным образом, пытаются создавать из них длинные звуковые конструкции. Недавно это предположение удалось доказать.

Следует заметить что, многие исследователи сомневались в том, что здесь имеется прямая аналогия — слишком уж непохожа человеческая речь на щебетание наших пернатых друзей, как с биологической, так и с лингвистической точки зрения. Тем не менее со временем накапливались данные о том, что два этих способа коммуникации не так уж далеки друг от друга.

Например, физиологи установили, что и человеческая речь, и птичье пение управляются весьма схожими структурами головного мозга. А генетики обнаружили, что для того, чтобы ребенок заговорил, а птица запела, нужна высокая активность одного и того же гена (FOXP2) на ранних этапах развития зародыша. Таким образом, можно говорить о том, что оба этих явления имеют одну и ту же биологическую природу.

Более того, этологи утверждают, что и процесс обучения пению и речи тоже весьма похож — так, например, и там, и там большую роль играет копирование детьми отдельных фраз, произносимых (или пропеваемых) взрослыми. Недавно же ученые выяснили, что и процесс запоминания новых слогов у птиц и у людей практически одинаковый. Это обнаружили этологи Дина Липкинд и Офер Черниховский из Городского университета Нью-Йорка (США), которые вместе с японскими коллегами из Института физико-химических исследований (RIKEN) в своих экспериментах изучали процесс обучения молодых зебровых амадин (Taeniopygia guttata) их песням.

Читайте также: Птицы дают яйцам уроки вокала

Нужно сказать, что объект для исследований был выбран весьма удачно — ведь в песнях этих очаровательных австралийских певцов всегда можно различить разные слоги. Это несколько облегчило поставленную задачу — ученые смогли проверить, можно ли заставить молодых исполнителей быстро переключиться с одной последовательности слогов на другую. Опыт проводили следующим образом: сначала птенца учили песне с последовательностью слогов, которую можно обозначить, например, как "A-B-C", а потом пытались переключить его на другую последовательность — "A-C-B".

В итоге выяснилось, что после недельных тренировок (птенцам постоянно прокручивали обе последовательности, записанные на магнитофон) амадины спокойно переходили с одной последовательности на другую. Тогда ученые усложнили опыт. Они, оставив слоги, А и В, добавили к ним новый (условно называемый D). Им было интересно, в какую часть фразу птенцы вставят его. Выяснилось, что сначала птенцы освоили последовательность "A-B-D", а потом смогли переключится и на "А-D-В", хотя последнее потребовало от них куда больше усилий.

После этого ученые исследователи обратились к коллегам из Нью-Йоркского университета (США) с вопросом: не наблюдали ли они чего-то подобного у младенцев, в тот период, когда те учатся говорить? Физиологи проверили свои записи и обнаружили, что когда дети осваивают новый слог, они сначала все время повторяют только его, не комбинируя с другими. Потом малыши начинают прикреплять его к иным слогам, ставя исключительно в "краевую" позицию. И лишь на самом последнем этапе новый слонг может оказаться в центре конструкции.

Это легко проиллюстрировать на одном хорошо известном примере: пускай новым слогом будет "бо". Итак, сначала ребенок произносит только его, не соединяя с другими слогами, потом он выдает конструкции вроде "ба-ба-бо" или "бо-ба-ба". И лишь только несколько дней спустя от него можно услышать что-то вроде "ба-бо-ба".

Таким образом, совершенно очевидно, что и птенцам, и детям поначалу трудно поместить совершенно новый для них слог в середину последовательности из давно знакомых звуков. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что птичье пение может быть удобной и вполне адекватной моделью при изучении человеческой речи. Конечно же, речь не идет о том, что бы объявить оба этих способа коммуникации полностью тождественными — все-таки птицы не могут придавать своим вокальным слогам и фразам те же значения, что человек придает своим словам. То есть изучать все, что связано с вопросами формирования абстрактно-языкового мышления на примере трелей пернатых, без сомнения, нельзя.