Яйца динозавров "высиживал"... гейзер

213691.jpegГруппа ученых из Аргентины и США наткнулись при раскопках на 80 кладок яиц, которые принадлежали не каким-то там пернатым, а динозаврам, возраст которых составляет около 100 миллионов лет. Уникальность находки в том, что она была обнаружена рядом с геотермальными источниками, чей пар создавал благоприятные условия для взращивания потомства.

Оказывается, динозавры были заботливыми родителями. Такое заключение сделали Джеральд Греллет-Тиннер из чикагского Музея естественной истории имени Филда и Лукас Фиорелли из Регионального центра исследований в Ла-Риоха (CRILAR) после того, как обнаружили при раскопках 80 кладок яиц древних ящеров (в среднем по 3-12 штук). Расположены они были на расстоянии трех метров и менее от геотермальных источников в долине Санагаста (в одной из северо-западных провинций Аргентины).

По внешним признакам ученые определили, что яйца принадлежали неозауроподам — группе рептилий, родственной зауроподам. А именно — гигантским титанозаврам, достигавшим около 20 метров в длину и передвигавшимся на четырех конечностях. Они — единственные травоядные неозауроподы, обитавшие в Южной Америке в меловой период.

Читайте также: Загадки эволюции королевских тираннозавров

"Это удивительная находка, которая открывает нам неожиданный и очень необычный тип гнездования. Яйца, скорее всего, принадлежат неозауроподам, самым распространенным травоядным животным в Южной Америке мелового периода", — прокомментировал открытие Диего Пол — палеонтолог музея имени Эхидио Феруглио.

Толщина скорлупы яиц диаметром около 21 сантиметра варьировалась от 1,29 до 7,54 миллиметра. Анализ химического состава присутствующих в ней минералов показал: температура близ гнезд составляла 60-100 градусов Цельсия. Яйца "высиживались" от одного до двух месяцев. Содержание микроэлементов в скорлупе соответствовало таковому в почве гидротермального цикла Гондваны, длившегося со 134 до 110 миллионов лет назад.

Ученые полагают, что максимальной толщина скорлупы яиц была на момент кладки, но под воздействием растворенных в воде горячих источников кислот она постепенно истончалась. К моменту появления на свет детенышей оболочка становилась достаточно тонкой для того, чтобы ее можно было разрушить изнутри.