Автор bucker

Собственная ДНК напугала генетика

Крейг Вентер – легендарный генетик, спорная фигура в мире научной медицины – был первым, кто сумел расшифровать человеческий геном. Теперь он исследовал собственную последовательность  ДНК, и здесь его ждал неприятный сюрприз.

Знаменитый американский ученый Крейг Вентер (J. Craig Venter), известный изобретатель и основатель компании Celera genomics , в 90-е годы разработал уникальный метод расшифровки последовательности ДНК. Это позволяло значительно увеличить скорость обработки данных и их объем. Благодаря новому методу человеческий геном был расшифрован ранее намеченного срока. Правда, критики Вентера утверждают, что полученные им данные не являются полными, поскольку в них не включены некоторые участки хромосом. И вот новое открытие.

Люди генетически отличаются друг друга в гораздо большей степени, чем считалось до сих пор. Таков вывод пионера в области генетики Крейга Вентера, сделанный им на основании полной дешифровки ДНК. «Настоящей публикацией мы стремимся доказать, что разница между людьми в 7 раз больше, чем полагали раньше. Это означает, что люди, с генетической точки зрения, действительно скопище индивидуалистов», - утверждает Вентер.

В интервью немецкому журналу «Штерн» 60-летний ученый признался, что после того, как он секвенировал собственный наследственный материал, он стал принимать средства для понижения уровня холестерина. Его отец скончался от инфаркта в 59 лет. Крейг самостоятельно принял решение изучить собственный генный материал, в том числе и свою предрасположенность к сердечным заболеваниям, еще до получения результатов расшифровки ДНК. При исследовании генома Вентера, ученые обнаружили присутствие более 300 генов наследственного заболевания и 4 тысячи до сих пор неизученных разновидностей из примерно 25 тысяч известных генов человека.

«Мы идентичны не на 99,9 %, а только на 99 или даже лишь на 98 процентов», - таков вердикт Вентера, который возглавляет собственный частный институт в г. Роквилл (штат Мэриленд). Полностью результаты исследования представлены на виртуальных страницах научного журнала PLoS Biology . Из него следует, что геном Вентера представляет собой диплоидный (двоичный) набор хромосом и содержит в себе генетические данные обоих предков, по одному с отцовской и материнской стороны. Хромосомы, в качестве носителей наследственных качеств, соответствующие парам хромосом родителей, неожиданно во время анализа показали большое различие.

Оба первых расшифрованных человеческих генома были составлены из генетических данных нескольких людей и поэтому не показали конституции отдельно взятого человека. В 2001 году эти результаты были представлены Вентером и его давним конкурентом Френсисом Коллинсом в National Human Genome Research Institute (NHGRI) .

Интервью с Крейгом Вентером:

- Не вызывает ли у вас опасения, что человек будет знать о свойственной именно ему предрасположенности к раку, сердечным приступам или другим наследственным болезням? Как можно жить с таким знанием?

- В реальности знание ничего не меняет. Все зависит от уже имеющейся конституции или предрасположенности. Разобраться в них - вот шанс предотвратить болезнь. Я, например, пользуюсь понижающими уровень холестерина средствами. Они защищают сердце и, судя по последним данным, также от болезни Альцгеймера. Знание нашего генетического риска означает силу, которая им противостоит. Поэтому я полагаю, что будущее принадлежит профилактической медицине.

- Когда расшифровка нашего генома станет рутинным делом?

- С развитием новых технологий, с которыми мы еще сейчас начинам работать. Наверное, изучить геном человека будет стоить от $ 100.000 (73.400 евро), с поправкой на будущее в сторону некоторого увеличения суммы. Метод существенно ускоряется и удешевляется. К концу текущего года мы точно узнаем, готовы ли мы реально говорить об этом. Деятельность в полном разгаре. Я нахожу это крайне увлекательным.

- Почему вы расшифровали собственный код ДНК? Из любопытства или тщеславия?

- И то, и другое. Безусловно, любопытство ученого. Но я также хотел дать понять: посмотрите сюда, у меня нет страха перед моим генетическим кодом и я готов выставить его на всеобщее обозрение, в интернет. До недавнего времени секвенцирование человеческого генетического кода сохранялось в тайне. Так, мы до сегодняшнего дня не знаем, от кого, при государственном уровне финансирования лабораторий, был взят наследственный материал для исследований.