Электричество из грязи, с помощью бактерий

Микроорганизм, получивший название геобактерия, хорошо известен ученым и давно используется в различных экспериментах. Эта бактерия обладает способностью вырабатывать электричество из своей привычной среды обитания – грязной воды. Но теперь сможет "работать" и как прямой источник электроэнергии – биологи из Массачусетского университета вывели новое поколение геобактерий, которые создают очень крупный электрический заряд.

«Новое исследование показывает, что отдача электричества от геобактерий может быть увеличена, и перед нами открываются новые возможности по созданию органических топливных элементов, - рассказывает Дерек Лоули, возглавивший научную группу по изучению энерговырабатывающих микроорганизмов. – Фактически мы открыли способ добычи электричества из грязи».

Действительно, геобактерия обитает в загрязненной среде, нередко даже в сточных водах промышленных предприятий. Ученые обнаружили, что размер вырабатываемого микроорганизмом заряда непосредственно зависит от состава окружающей среды.

Читайте также "Конкуренты прародителя жизни прилетели из космоса"

«Только на первом этапе исследований мы смогли увеличить производимой геобактерией заряд в восемь раз», - продожает Дерек Лоули. В прошлом году ученые довели выработку тока до определенного уровня, преодолеть который так и не смогли – никакие генетические манипуляции с микроорганизмами не давали положительных сдвигов. Лишь изменив подход и обратив внимание на сферу обитания бактерий, биологи смогли выйти на новые отметки напряжения.

Электричество из грязи, с помощью бактерий
Сейчас ученые готовы перейти к последней стадии своих исследований – разработке автономной биологической батареи, которая будет производить электрический ток из грязной воды и возобновляемой биомассы. Такой вид устройств планируется использовать в мобильных телефонах, имплантируемых медицинских приборах и средствах передвижения.

Геобактерия – крошечный организм, толщина которого соизмерима с молекулами и составляет всего 3-5 нанометров. Это примерно в 20 тысяч раз тоньше человеческого волоса. Длина геобактерии примерно в тысячу раз больше толщины. Несмотря на столь незначительные габариты, эти микроорганизмы очень прочные, за что и получили прозвище «нанопружины».

В природе геобактерии образуют колонии, крепящиеся к поверхности клейкой пленкой. Их можно найти на подводных камнях или на эмали зубов – везде, где есть источник подходящей для них пищи. Геобактерии – анаэробные создания, поэтому для их жизненных реакций кислород не требуется.

Эксперименты с необычными свойствами геобактерий начались еще в 1987 году. Они привлекли биологов своим необычным способом дыхания – вместо привычного нам кислорода, их дыхательная активность построена на железе и других металлах. Это и стало первоначальной целью исследования, пока в 2002 году не были случайно обнаружены и энерговырабатывающие таланты микроорганизма.

Но прошло еще несколько лет, прежде чем ученые приступили к изучению геобактерии как потенциального анода для будущих биобатарей. Первые исследования в этом направлении были начаты именно Дереком Лоули, и новое открытие стало подтверждением его лидерства в области органической энергетики.