Вирусы-гиганты развенчали теорию Дарвина

Большинство известных науке вирусов настолько малы, что рассмотреть их без помощи электронного микроскопа невозможно. Однако среди этих созданий в конце XX века обнаружились исключения - макровирусы или вирусы-гиганты, чья роль в мире микробиологии долгое время была не ясна. Очередного подобного великана открыли на днях французские генетики.

198498.jpegПервый макровирус был обнаружен в 1993 году, но еще пятнадцать лет после этого ученые не знали ничего об этих странных созданиях. Лишь в 2008 году научная группа под руководством Дидье Рео смогла обнаружить и описать их роль в организме. Оказалось, что вирусы-гиганты способны заражать другие микроорганизмы и превращать их в свои точные копии.

Сотрудники отдела изучения инфекционных и тропических заболеваний университета Экс-Марсель 2 обнаружили, что новый вид макровирусов скрывается в амебах, а его генетический код содержит обрывки генов других видов микроорганизмов. По своим свойствам он настолько отличается от других вирусов, что руководитель исследования Дидье Рео уверен - этот макровирус можно отнести к новому классу вирусных форм.

Читайте также "Какой вкус у клонированного шашлыка"

Геном вируса, получившего название Марселевирус, окружен комплексом генетических элементов, принадлежащих другим вирусам-гигантам, а также микроорганизмам, населяющим амебу. Сама амеба может паразитировать в организме как человека, так и животных, где она играет роль своеобразного инкубатора, выращивающего различные виды вирусов и бактерий.

Марселевирус стал пятым из обнаруженных, опознанных и изученных макровирусов. Известно, что при размерах 250 нанометров он хорошо различим с помощью обычного оптического микроскопа. По размерам Марселевирус стал самым крупным из известных науке, обогнав предыдущего рекордсмена Мамавируса с диаметром 200 нанометров.

198499.jpegГеном нового вируса-гиганта, состоящий из 368 тысяч базовых генных пар, содержит в себе не только собственные элементы, но и обрывки ДНК различных млекопитающих, птиц, растений, бактерий и даже других вирусов, например, представителей классов Мимивирусов. Это объясняется всеядностью амеб, которые поглощают все подходящие им по размеру объекты, в том числе и живые клетки.

"Механизм постоянного производства бактерий и вирусов внутри амебы заставляет последнюю порождать разнообразнейший ассортимент микроорганизмов, и в то же время провоцирует макровирус определяться со своими вредоносными функциями и превращаться в патоген", - говорит Дидье Рео.

Такая механика размножения никак не совместима с теорией Чарльза Дарвина о том, что вся жизнь произошла от единого прародителя. Со слов Рео, при взгляде на вирусы - микроорганизмы, которые были не известны в XIX веке, становится понятно, что многие аспекты эволюционной теории в отношении них просто не работают.

"У Дарвина была идея о существовании некого общего предка всего живого. Но это его собственное предположение, и сейчас, глядя на такие создания, как Марселевирус, мы может уверено сказать - Дарвин был не прав", - утверждает французский генетик. Поскольку именно Дидье Рео и его коллеги из университета Экс-Марсель 2 являются крупнейшими специалистами по вирусам-гигантам, и именно им принадлежит подавляющее большинство научных открытий в этой области, нет причин сомневаться в справедливости подобного высказывания.