Космические сейсмологи услышали "песню звезд"

217967.jpegИзучая звуковые волны удаленной звезды, группа ученых обнаружила там наличие магнитных циклов, практически полностью повторяющих солнечные. Это удивительное явление впервые удалось выявить с помощью методов звездной сейсмологии. Инновационная техника, задействованная в такого рода исследованиях, позволит ученым услышать "пение" сотен других звезд.

Используя метод звездной сейсмологии астрономы недавно обнаружили у звезды HD49933 магнитный цикл активности, похожий на солнечный.

При проведении исследования группа ученых под руководством Рафаэля Гарсиа из научно-исследовательского центра французского Комиссариата атомной энергетики (CEA) в Сакле использовала данные космического телескопа CoRoT (Convection Rotation and Planetary Transits). Подробности этой работы можно прочитать в журнале Science, а статья опубликована на сайте Space.

По исходящим от далекого светила звуковым колебаниям, которые "слушал" CoRoT, ученые определяли, какие процессы происходят в его недрах. Выяснилось, что циклы на HD49933 сменяют друг друга в течение примерно года. То же самое происходит и на Солнце, только здесь этот процесс занимает 11 лет.

Читайте также: Учёные засекли скрытую экзосистему

"Ускоренный" цикл активности HD49933 позволит астрономам лучше понять особенности этого процесса, так как они смогут много раз наблюдать все его стадии за относительно короткое время.

Дело в том, что все остальные звезды, у которых ранее удавалось обнаружить магнитные циклы (специалисты использовали не звездную сейсмологию, а другие методы), в этом отношении были похожи на Солнце — минимумы и максимумы активности у них повторялись с периодичностью около 11 лет.

"Оказалось, что эта звезда звонит, буквально как колокол. У нее есть различные солнечные циклы. Тон и громкость звуков отражает конкретные специфические изменения, происходящие на поверхности звезды. Сейчас тональность "звонов" звезды возрастает, что однозначно говорит о наращивании магнитной активности и движении к пику активности", — поясняет французский астроном из Центра ядерных исследований Франции Рафаэль Гарсиа.

Его коллеги отмечают, что впервые опробованная ими техника поиска может позволить ученым исследовать сотни звезд. В частности, магнитная активность светил, имеющих планеты, может существенно влиять на существование в системе зоны, пригодной для возникновения жизни. Кроме того, исследование циклов активности других звезд поможет лучше понять процессы, протекающие на Солнце, и прогнозировать изменения в его поведении.