Музыкант и альтруист – близнецы-братья

Музыка ассоциируется с отражением всего прекрасного, что есть в человеческой душе. Поэтому открытие финских ученых, напрямую связывающее музыкальный талант с отвечающим за любовь и альтруизм геном AVPR1A, вряд ли можно назвать неожиданным. Мы попросили прокомментировать эту новость ведущего научного сотрудника Медико-генетического научного центра РАМН Нику Валентиновну Петровну и певца и композитора Марка Тишмана.

Ирма Яарвела из Университета Хельсинки и ее коллеги протестировали музыкантов и их ближайших биологических родственников, изучив их способности чувствовать ритм и распознавать музыкальный рисунок. В исследовании приняли участие 19 семейств, в которых есть хотя бы один профессиональный музыкант. Всего же в эксперименте приняли участие 343 человека.

Целью исследования были поиски генетического обоснования наличия музыкального таланта. Для этого параллельно с тестированием биологи провели анализ генома подопытных. В результате были получены две группы результатов, тесно связанных между собой. Во-первых, все продемонстрировали отличное чувство ритма и хороший музыкальный слух, ничуть не уступающие их талантливым родственникам. Хотя практически никто из них не получал музыкального образования или какой-нибудь другой подготовки.

Вторые результаты также оказались очень интересными. В геноме всех исследуемых были обнаружены две модификации гена AVPR1A.

Этот ген является рецептором антидиурети́ческого гормона, которые отвечает за ряд обменных функций организма и пространственную память. В аминокислотную последовательность гормона входит аргинин – аминокислота, способствующая усвоению других компонентов и участвующая в нормализации и поддержании обмена веществ. Незаменим аргинин и для головного мозга – при нормальной концентрации этой аминокислоты человек испытывает чувство оптимизма и прилива жизненных сил.

Ранее проведенные исследования показали, что одной из функций AVPR1A является управление некоторыми социальными способностями – привязанностью, чувством любви и альтруизмом. Теперь, по результатам исследования, финские ученые предполагают стойкую взаимосвязь между этим геном и музыкальными талантами человека. Свою оценку этой гипотезы мы попросили дать ведущего научного сотрудника Лаборатории генетической эпидемиологии Медико-генетического научного центра РАМН кандидата биологических наук Нику Петрову .

«Любые способности человека очень сложны, и в их формировании участвуют различные аспекты – в первую очередь, связанные с воздействием внешней среды, - сказала она. - Генетической наследственности в этом вопросе может быть отведена и вторичная роль. Для того чтобы оценить работу финских ученых, необходимо, в первую очередь, узнать способы наблюдения и анализа, примененные ими в ходе исследования. Всегда существует вероятность существования погрешности, поэтому надо постараться отсечь все вызывающие ее факторы.

В исследованиях использовались материалы, собранные исключительно среди обитателей Финляндии. Вместе с тем, эта страна долгие годы находилась в своеобразной генетической изоляции, и ее генофонд оставался неизменным. Не исключено, что обнаруженная взаимосвязь носит локальный характер, а в других регионах связь между музыкальными талантами и генами может быть представлена по-другому или вообще не выражена».

Ника Валентиновна указала также на то, что социальные способности человека являются очень сложным механизмом, и предположение о том, что единственный ген может регулировать какую-то их часть, необоснованно. Речь может идти только о целой системе из генов, коллективная работа которых может влиять на такое неоднозначное понятие, как талант.

Кроме того, мы обратились за комментарием к певцу и композитору Марку Тишману . Его нисколько не удивило открытие Ирмы Яарвела и ее коллег: «Лично для меня это объяснимо и понятно, поскольку в основе музыки лежит гармония, в том числе и внутренняя гармония. Только человек, который может по-настоящему любить и подавлять в себе эгоистические черты характера, способен творить истинную музыку».

Певец подтвердил, что профессиональных музыкантов отличает легкость общения и готовность всегда придти на помощь своим друзьям и коллегам. Особенно это заметно в среде классических музыкантов – в качестве примера он привел свой многолетний опыт общения с оперными певцами и артистами оперетты.